Как живут отцы и сестры миссионерского института из разных стран, почему местные жители тянутся к ним, узнавала корреспондент медиа-портала Caravan.kz
«Обожаю бешбармак, научился в Казахстане пить много чая»
Спросите любого жителя Жанашара, где обитель братьев и сестер — и вам покажут дорогу. В этих краях католические приходы сложились со времен депортации поляков, немцев в Казахстан. И даже в тяжелый период сталинских репрессий священники тайно выполняли свою миссию, встречались с верующими. Так, ксендз Владислав Буковинский (позже возведенный в лик святых) после освобождения из КарЛАГа каким-то чудом выбирался из закрытой Караганды и тоже приезжал в Алматинскую область.
Есть исторические свидетельства местных жителей, что прихожане из поселков Жанашар, Амангельды проходили пешком до населенных пунктов, где проходило богослужение, десятки километров.
Современный Жанашар — многонациональный: здесь живут казахи, уйгуры, турки, белорусы, поляки, русские, представители народов Кавказа.
Три года назад приход возглавил отец Шимон ГЖИВИНСКИ. С ним я познакомилась несколько лет назад на встречах с польской диаспорой. Казахстанские поляки собрали денежную помощь и передали ее эвакуированным украинским детям-сиротам
Отец Шимон — местная знаменитость, девушки хотят познакомиться и сфотографироваться со священником с модельной внешностью. Дети называют его «дядя Симон», «дядя Миньон».
Он родом из маленького польского городка Липно, что недалеко от города Торунь. Вырос в католической семье и уже в подростковом возрасте осознал свое призвание. Профессионально занимался спортом — футболом, окончил Школу чемпионов спорта в Лодзи. После учился в высшей духовной семинарии во Влоцлавеке.
В Казахстане отец Шимон живет уже семь лет, прекрасно говорит и пишет на русском языке.
— У прихода много друзей, благодаря которым я изучаю местные традиции, культуру, казахский язык, — рассказывает отец Шимон. — Обожаю национальную кухню, особенно бешбармак, научился пить много чаю, никогда столько не пил.
Казахстан стал для меня второй родиной, и уезжать отсюда не собираюсь.
В приход приезжают жители близлежащих сел — Амангельды, Саймасай, Базаркельды, Космос, Даулет, Нура, Бельбулак… В этих сёлах также есть приходы. Но в Жанашаре есть все условия обучения польскому, английскому языку, игре на музыкальных инструментах.
По воскресеньям в часовне проходит богослужение. И встретить здесь можно представителей разных национальностей, вероисповедания, возрастов. Некоторые сельчане приезжают с просьбой — помолиться за выздоровление родных, рожениц или за детей перед экзаменами. Часто к священнослужителям обращаются за помощью. Особенно много просьб было в период карантина, когда сельчане оказались без работы, денег и не имели возможность купить элементарные вещи, например, памперсы. Также приход получил от алматинского офиса благотворительной католической организации «Каритас» гуманитарную помощь — защитные маски, которые раздавал сельчанам. На средства церкви для больных коронавирусом в некоторых районах приобретались кислородные концентраторы и передавались в больницы.
«Желание посвятить себя другим важнее замужества»
Мое знакомство с отцами, сестрами состоялось во время обеденной трапезы.
На столе было то, что приготовили сестры и прихожане, друзья прихода.
За одним столом собрались представители разных этносов, и особенно удивили сестры — Ирена из Мозамбика, Хеллен из Кении, Клаудия из Колумбии. В поселке их знают, прихожане часто приглашают в гости, угощают кумысом, молоком, пловом, фруктами. А что-то сестры выращивают сами на огороде.
Улыбчивая сестра Ирена – социолог, психолог, теолог, училась в Доминиканском университете в США, готовилась стать учителем катехизиса. Работала социальным работником для разных категорий нуждающихся. До приезда в Казахстан жила в Кабуле. Говорит, очень рада, что оказалась в такой гостеприимной стране. Изучает русский язык в женском педагогическом университете в Алматы, в качестве волонтера обучает девушек английскому языку.
— Я воспитывалась и росла в католической семье, для меня вопросы — верить, любить и молиться, никогда не стояли, — рассказывает 36-летняя сестра Хеллен из Кении. — В какой-то момент моего взросления увидела в себе желание кому-то помогать, не иметь много материальных вещей и придти к таким же людям, чтобы возвестить им о Боге, который любит всех. После университета год работала по профессии – я медицинская сестра, и размышляла о том, чтобы создать семью. У меня был парень, но я поняла, что должна его поблагодарить и сказать, что обручения, подготовки к браку, венчания — всего этого не будет. И что мое желание — посвятить себя другим — стало важнее. Я поступила в институт сестер-миссионерок и начала подготовку к монашеству, понимая, что через это смогу дойти туда, куда тянет сердце . После Кении была в Италии, а теперь здесь, в Жанашаре. И очень счастлива!
Интересуюсь у сестер: а если кто-то из них влюбится всем сердцем в местного мужчину, который сделает предложение — выйти замуж, что тогда?
— Монашествующие сестры приносят три торжественных обещания – обет бедности, делиться всем, что есть, обет послушания Господу Богу и руководству Ордена, обет целомудрия, — отвечает сестра Ирена. — Мы всегда обновляем в себе это обещание, которое дали. Если ты влюблен, распознай, для чего на твоем пути попался этот мужчина. Если вам встретится прекрасный мужчина, а у вас уже есть муж, вы ведь также будете размышлять — я служу для одного, для чего мне послан этот мужчина? Он меня хочет испытать, или разрушить? Всегда нужно включить разум.
40-летняя сестра Клаудия из Колумбии выросла в многодетной семье. К своей миссии готовилась в Бразилии, после работала в Танзании, Италии. В Жанашаре с марта 2020 года.
Спрашиваю — как переносит зиму, холод?
— Нормально! – улыбается сестра Клаудия. — Мой родной город находится в горной местности, 2400 метров над уровнем моря. Зимы у нас тоже холодные, как в Мексике, местные жители носят пончо из шерсти лам.
После трапезы сестры показали свою обитель — где живут, молятся. Они оказались очень музыкальными, трио сестер исполнило для гостей песню под гитару, задействовав национальные инструменты Кении и Мозамбика.
— Мы постоянно вместе, живем, как одна семья, делим обязанности. Как вы поняли, праздники у нас проходят весело, с песнями, национальными африканскими танцами, — заметил отец Шимон.
«Для меня стало вызовом — научить детей играть на инструментах»
В теплое время на территории прихода — полный аншлаг: на детской площадке, построенной за счет средств церкви, играют дети. Мамы, бабушки в это время занимаются на тренажерах.
Баскетбольная, футбольная площадка (оборудованные тоже за средства прихода) — словно гигантский муравейник.
— У всех нас обет целомудрия, безбрачия, нет своих детей, но зато много детей приходит к нам, — говорит отец Шимон.
Что интересно, на официальное открытие площадок никто из приглашенных местных чиновников не пришел.
Главные футболисты прихода — отец Шимон и отец Владислав, тренируют юных сельчан, когда есть свободное время. Кстати, недавний чемпионат мира смотрели всем приходом. Сестры, братья горячо болели за любимые команды.
Отец Владислав приехал в Жанашар из Кореи, он тоже профессиональный футболист. Говорит, в юности футбол занимал половину его жизни. Девять лет он как священник работал в католической школе учителем философии, четыре года служил в церкви. Два года назад он приехал в Казахстан.
Таланты у отца разносторонние — играет на разных инструментах — укулеле, гитаре, барабанах, записывает музыку, снимает ролики для YouTube.
— В Корее достаточно кружков и секций, поэтому я не мог там распоряжаться своими талантами, как здесь, — говорит отец Владислав. — Когда расспрашивал местных учеников, они сказали, что поют в школе, но не умеют играть на инструментах. Для меня стало вызовом — научить их играть на инструментах.
Одно из хобби священнослужителя — путешествия. В качестве туриста побывал в разных странах, неделю ехал на поезде сообщением Иркутск-Москва, чтобы познакомиться с Россией. Говорит, все удивлялись — люди ехали на работу, а он просто так катался!
В феврале отец Владислав улетает в Румынию, где будет представлять Казахстан на чемпионате Европы по футболу среди священников.
— В Ватикане есть министерство по делам спорта, проводятся региональные, европейские чемпионаты по футболу, — вводит в курс семинарист Сергей. – Игроки – служители Католической Церкви, среди них есть бывшие профессиональные футболисты и просто священники, которые играют на уровне любителей. Мяч гоняют в спортивной форме, пошитой в стране, которую представляют. За них болеют и молятся болельщики…
У Сергея тоже своя история появления в приходе. Все его предки – аграрии, приехали из Херсонской области в Костанайскую — осваивать целину. Но он после окончания школы в 2009 году по гранту Сары НАЗАРБАЕВОЙ приехал учиться в Алматы, получил образование — учитель самопознания. После работал по специальности в родной Костанайской области, затем методистом, главным специалистом отдела образования районного акимата. Сергей хорошо владеет казахским языком, так как с 6 по 11 классы учился в казахской школе.
Он — бывший член партии «Нур Отан», активно участвовал в общественно-политической жизни страны. Но при этом всегда был при церкви, ездил на духовные празднования и встречи. В какой-то момент принял решение — обучаться в духовной семинарии на теологическом факультете. Сейчас он обучается в высшей духовной семинарии Санкт-Петербурга.
Мурзик и Рыжик — самые известные коты Алматинской области
Что еще любопытного на территории прихода? Мне показали новую амбулаторию, построенную также своими силами и за счет церковных фондов. В ней есть отопление, душевые, канализация.
— Многие друзья Католической Церкви работают врачами, у нас есть очень хороший врач-стоматолог, — говорит отец Шимон. — Часто у наших прихожан, их детей проблема со здоровьем. Например, надо лечить зубы. В поселках уровень оказания помощи ниже, чем в городе, и прихожанам трудно возить детей в город. Если мы создадим условия, можно приглашать стоматолога на день, и с утра до вечера принимать пациентов.
По его словам, старая благотворительная амбулатория, в которой оказывали услуги медицинские сестры, в среднем принимала ежедневно 15-50 человек. В один из дней было 56 посетителей.
На территории есть баня — подарок из Усть-Каменогорска.
А еще часовня — отапливаемая, со всеми удобствами, комнатой для детей. Центральное место в ней занимает икона «Иисус Христос — Добрый Пастырь».
— В 2021 году епископ, ординарий епархии Пресвятой Троицы в Алматы Хосе Луис, инициировал переименование прихода, — рассказывает историю семинарист Сергей. — Ранее здесь была икона Иисуса Христа Милосердного. Епископ предложил заботиться о призваниях к супружеству, священству, выбору профессии, будущего пути, ведь это все является личным выбором. Икона — работа алматинской художницы Марины МУН. На ней изображены местные пейзажи, горы Алатау и даже наши овцы, которых мы сфотографировали в Жанашаре. А еще собака прихода Белла — ее знает весь поселок.
На этом удивляться я не перестала. Еще одна достопримечательность прихода — домики для кошек, сделанные руками отца Владислава, и их пушистые обитатели — Мурзик и Рыжик. Мурзика принес в ливневке дождь — испуганного, намокшего. Сейчас это упитанный, вальяжный кот, у которого даже есть свой аккаунт в Инстаграме — @katokotik. В шапке профиля написано: «Ем, молюсь, котехизирую». Мурзик «ведет» свой аккаунт и отвечает на разные вопросы подписчиков, которые, возможно, проще задать коту, чем человеку. Кто работает за Мурзика — секрет прихода.
Еще Жанашар часто принимает важных гостей. Так, недавно приход посетил глава Католической Церкви Монголии, кардинал Джорджио МАРЕНГО, ответственный перед Святым Престолом за Церковь в Центральной Азии.В монастырь – по собственному желанию: как живут современные монахини
На прощание отец Шимон, его братья и сестры поздравили всех казахстанцев, читателей нашего медиа-портала с наступающим Новым годом! И пожелали всем здоровья, мира, благополучия, любви к ближнему и умения прощать!