Денег на содержание автомобильных дорог не хватает. А те, что есть, используются неэффективно. Таково общее мнение о состоянии сети автомобильных дорог страны. Хотя деньги на их ремонт и содержание выделяются немалые! В 2011 году на ремонт дорог выделили 258 миллиардов тенге. А с 2012 года в рамках Программы развития транспортной инфраструктуры до 2015 года предусматриваются в среднем по 232 миллиарда тенге ежегодно.
Тем не менее, по признанию министра транспорта и коммуникаций Аскара ЖУМАГАЛИЕВА, только шестая часть дорог может быть названа хорошей. Причина проста – старость. Средний возраст дорог в стране – 40–50 лет. Основная сеть сформирована еще 30 лет назад. Поэтому назрела необходимость широкомасштабного капремонта старых и строительства новых дорог.
Для получения дополнительных средств может быть разработан порядок добровольного участия граждан и компаний в финансировании строительства, ремонта и реконструкции автомобильных дорог.
Разумеется, никто не будет заставлять жителей села раскошеливаться на ремонт их дорог: это обязанность государства создавать пути для передвижения между населенными пунктами. Но вот в крупных городах, где большое количество автомобилей “убивает” асфальт, такое нововведение могло бы использоваться.
Кто заказывает музыку?
Разумеется, сразу возникают вопросы. Понятно, что строить или ремонтировать дороги может любая автодорожная контора. Но, судя по качеству наших дорог, не каждая из этих контор сможет работать так, как надо автолюбителям, а не министерству.
В связи с этим предлагается следующее. При Комитете автомобильных дорог может быть создан дорожный фонд, который будет аккумулировать пожертвования горожан на ремонт тех или иных участков дорог. Таким образом, могут быть отремонтированы дороги внутри населенных пунктов и внутридворовые территории. Причем средства будут иметь адресное назначение. То есть деньги, собранные на ремонт одного участка дороги, не могут быть использованы на ремонт другого, даже на этой же дороге. Это требование является главным. Ведь никто не будет давать деньги, которые используются неизвестно на что.
Однако непонятен порядок отбора автодорожных компаний. Предполагается, что выбирать подрядчика должна комиссия Комитета дорожного контроля либо сами граждане. Второй вариант снимает ответственность с министерства, но и усложняет отношения между заказчиком, подрядчиком и гражданами, отдавшими на благое дело свои кровные. Мнение последних не может не учитываться, так как они подпадают под Закон “О защите прав потребителей”. Теоретически это означает, что частные лица могут не только выбирать строителя, но контролировать и ход работ, и их приемку, и последующий контроль.
Участки, подлежащие ремонту, тоже могут определять сами граждане – те, кто часто пользуется этой дорогой. Предполагается, что так можно будет привлечь средства на ремонт внутридворовых территорий и тех участков дорог, на ремонт которых денег не запланировано.
Протяженность автомобильных дорог в Казахстане составляет 128 тысяч километров. Из них 85,6 тысячи – дороги общего пользования. Остальные – хозяйственные дороги к различным предприятиям. Большая часть дорог имеет асфальтобетонное и черногравийное покрытие, почти треть – гравийно-щебеночное, и чуть больше 5 процентов – грунтовые дороги.
На кону – тендер
Самое сложное – это привлечь возможных жертвователей. Для организации частных лиц предполагается создание инициативных групп, которые будут заинтересованы в сборе средств для ремонта отдельных участков дорог. Эти же инициативные группы будут подотчетны в своих действиях по расходованию собранных денег и контролю за ремонтными работами.
Примечательно, что предприятия с лучшим послужным списком будут пользоваться преимуществом при определении подрядчиков на ремонт и строительство дорог по госзаказу. Например, при равных условиях тендерная комиссия будет вправе отдать контракт той компании, которая больше работает с населением. Это, по задумке авторов, заставит подрядчиков с уважением относиться к небольшим заказам частных лиц.
Цены, в принципе, должны быть приемлемыми для населения из расчета 4–5 тысяч тенге за 1 квадратный метр покрытия – именно таковы сегодня расценки на простые виды работ для частных лиц. Ремонт участка дороги протяженностью в 50 метров и шириной в 2 метра может обойтись заказчику в 500 тысяч тенге.
– Мне это кажется утопической идеей. Ну давайте скинемся по 100 тенге и построим автобаны кругом! Дороги – это инфраструктура. В большинстве стран мира реализация инфраструктурных проектов – это прерогатива государства. На такие проекты тратятся очень большие деньги. Обычные люди такие расходы просто не потянут, – поделился с “Караваном” своим мнением по поводу этой идеи президент Независимого союза автомобилистов Эдуард ЭДОКОВ. – Иногда проект может передаваться на концессию. Но это уже будет платная дорога.