Половину прибыли могут забрать налоговые органы - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+11 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Половину прибыли могут забрать налоговые органы

Половину прибыли могут забрать налоговые органы

С 1 января 2003 года в Узбекистане была введена обязательная предоплата за отпускаемую электроэнергию в размере 30 % для всех категорий потребителей за исключением населения.

  • 15 Июня 2005
  • 1111
Фото - Caravan.kz

Именно тогда и был предусмотрен механизм прекращения подачи электроэнергии потребителям, не осуществившим предварительную оплату до начала расчетного периода потребления или несвоевременно производящим окончательные расчеты.
По информации из государственного комитета «Узгосэнергонадзор», до начала 2005 года в Узбекистане не было четкого механизма погашения задолженностей потребителей. Время от времени, да и то в особо исключительных случаях, специальная правительственная комиссия по совершенствованию механизма расчетов и укреплению дисциплины платежей в бюджет утверждала специальный график погашения подобной задолженности. Эта история с хроническими неплатежами нашла продолжение и в нынешнем году.
Правительство Узбекистана приняло решение возложить на Государственный налоговый комитет функции по сбору просроченной задолженности и контроль за поступлением средств от юридических лиц за потребляемую электроэнергию.
В Государственном комитете «Узгосэнергонадзор» надеются, что с февраля текущего года все без исключения юридические лица страны-потребители электроэнергии будут придерживаться нового порядка погашения задолженности — производить полный расчет в течение 30 дней после завершения календарного месяца. Причем, раньше этот срок был в два раза длиннее — 60 дней.
Должники будут рисковать отныне своим имуществом. Как указано в «Инструкции о порядке принудительного взыскания просроченной дебиторской задолженности юридических лиц за использованную электроэнергию»: «Налоговый орган, получив список потребителей в реестре, представленном энергоснабжающей организацией, в течение трех рабочих дней обращается в хозяйственный суд с заявлением об обращении взыскания на их имущество». При этом один экземпляр заявления вручается налоговой службой потребителю.
Конечно, как и во всякой сложно устроенной бюрократической машине, бумажная работа у налоговиков займет довольно много времени. Чтобы заявление имело правовую силу, придется приложить к заявлению документ, подтверждающий вручение потребителю одного экземпляра заявления, акт сверки взаиморасчетов, копию платежного поручения о взыскании просроченной дебиторской задолженности, копию договора, заключенного между потребителем и энергоснабжающей организацией.
В году 2005-м предусмотрели существенные штрафные санкции. Тех, кто не хочет своевременно гасить задолженность за потребляемую электроэнергию, ждет ответственность, установленная за несвоевременную уплату налогов и обязательных платежей в бюджет. С этим в Узбекистане не шутят. Согласно статье 135 Налогового кодекса Республики Узбекистан, за нарушение налогового законодательства к юридическим лицам применяются финансовые санкции — не менее 50 % от прибыли предприятия.
Должностным лицам — хроническим неплательщикам тоже придется несладко — их могут привлечь к административной и уголовной ответственности на срок до 5 лет.
До настоящего времени работники государственной акционерной компании «Узбекэнерго» работали не менее четко и регулярно составляли реестры о выставленных платежных требованиях. С этим списком должников они обращались в местные органы государственной власти (хокимияты — прим. А.А.), время от времени в хозяйственные суды, однако должного эффекта от этих действий не наблюдалось.
В чем причины такой низкой эффективности работы энергетиков по взысканию задолженности? Этот вопрос долго обсуждали, и, в конце концов, приняли «соломоново решение» — поднапрячь налоговиков, которых, как известно, все сильно побаиваются.
Что будет, если в течение 30 дней потребитель не заплатит деньги? За каждый просроченный день сверх установленных 30 календарных дней начисляются пени в размере 0,1 % от просроченной суммы, а для предприятий со специальным порядком отпуска электроэнергии — в размере 0,2 %.
В вышеупомянутой «Инструкции о порядке принудительного взыскания просроченной дебиторской задолженности юридических лиц за использованную электроэнергию» много места уделяется порядку представления заявлений и механизму взыскания задолженности.
Сроки предусмотрены довольно жесткие. Так, к примеру, «районная (городская) государственная налоговая инспекция после получения исполнительного документа от областного государственного налогового управления регистрирует его в специальной книге и не позднее чем через два дня передает в соответствующее районное (городское) отделение судебных исполнителей с сопроводительным письмом для обеспечения исполнения в принудительном порядке».
Но и в этом нормативном документе все же предусмотрели небольшое окно для судебных исполнителей: в случае, если последний не отыщет имущество или доходы должника и его действия, как записано, «оказались безрезультатными», то он вернет исполнительный документ представившему его налоговому органу. Потом документ вернут энергоснабжающей организации, которая может обратиться в хозяйственный суд с заявлением о признании предприятия или организации-должника банкротом.
Вполне можно допустить, что судебные исполнители будут весьма активно применять этот «пряник» в отношении должников. Не нашел ни имущества, ни доходов — все дела, а как там он договорился с должником — темный лес.
А заявления о признании банкротом в узбекских судах рассматривают с такой скоростью, что энергоснабжающим организациям не будет особого резона применять эту, казалось бы, эффективную меру. И потом есть некоторые исключения из правил. Группа предприятий, имеющих «стратегическое значение для экономики государства и его стабильности», не будут подвергаться вышеотмеченным жестким испытаниям.
Это четыре предприятия химической промышленности (Навоийский и Алмалыкский горно-металлургические комбинаты, акционерное производственное объединение «Узбекский металлургический комбинат»), а также все без исключения подразделения силовых ведомств страны.
Сможет ли работать новый порядок взимания задолженности эффективно? Нельзя не задаться этим вопросом, ибо предусмотренные исключения вполне могут априори загубить проект.
Проект, где должники могут рискнуть, как отмечалось выше, половиной прибыли, а энергетики — оказаться «у разбитого корыта».