Политические потребности и энергетические возможности - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Политические потребности и энергетические возможности

Политические потребности и энергетические возможности

Одним из главных пунктов повестки на недавних переговорах в Алматы Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева стало рассмотрение вопросов торгово-экономического сотрудничества и взаимодействия в области энергетики.

  • 14 Января 2005
  • 1086
Фото - Caravan.kz

По информации казахстанского президента, экономические отношения между двумя странами в прошлом году были вполне продуктивными: товарооборот увеличился на 47% и достиг $7 млрд., что составило около четверти всего товарооборота республики.
В ходе обсуждения состояния дел в сфере нефтегазового партнерства президенты коснулись основных совместных проектов по разработке Курмангазы, Центрального и Хвалынского и по поставкам газа из Карачаганака на Оренбургский ГПЗ, а также достаточно непростого вопроса о расширении мощностей системы Каспийского трубопроводного консорциума.
Стороны сошлись во мнении, что существующие проблемы в данной области решаемы, а развивающееся сотрудничество — взаимовыгодно и перспективно.
Углеводородная тема традиционно является одной из самых важных и предметных не только в двусторонних отношениях, но и в формате объединительных процессов, продвигаемых Россией и Казахстаном.
Поэтому на встрече в Алматы она достаточно органично вписалась в проблематику, связанную с особенностями развития совместных и региональных организаций. При этом было очевидно, что наиболее волнующим для руководителей обеих стран окажется вопрос о будущем интеграции в рамках ЕЭП, в связи с «новой политической ситуацией на Украине».
Намечавшийся на декабрь саммит глав государств «четверки», как известно, был перенесен на январь. Сейчас весьма трудно сказать, когда все-таки эти переговоры состоятся, и кто будет возглавлять украинскую делегацию: президент или премьер-министр.
После официального оглашения ЦИКом результатов довыборов первоочередной задачей нового руководства страны стала необходимость формирования кабмина.
Данного решения ждут, разумеется, и в Москве. Как подчеркнул на прошлой неделе В. Путин, встречаясь в Ново-Огарево с председателем Верховной Рады Владимиром Литвиным: «Очень надеюсь, что по завершении избирательного процесса на Украине место предвыборной риторики займут прагматичные взгляды».
Со своей стороны, В. Литвин заметил, что парламент страны намерен поддержать ту кандидатуру, которую предложит новый президент: будь то Юлия Тимошенко, Александр Мороз, Анатолий Кинах или кто-то другой. Впрочем, вполне понятно, что личностные особенности и нюансы политической ориентации будущего премьера и его команды едва ли смогут кардинально повлиять на развитие внешнеполитического курса республики, который в значительной мере и объективно основывается на взаимодействии с Россией.
Причем партнерство с последней завязано на конкретных экономических интересах Украины, а ее зависимость от федерации в сфере ТЭК еще долго в той или иной степени будет определять отношения между двумя странами.
Целый ряд обстоятельств делает российское присутствие в украинской экономике практически неизбежным. И дело здесь не только в будущей интеграции в рамках ВТО или еэповской зоны свободной торговли. Существенным фактором также является потребность Украины в энергоносителях из России: как для собственного потребления и переработки (импорт нефти из РФ составляет свыше 80%), так и для выгодного использования своего транзитного потенциала при доставке их на экспорт.
Основная часть украинского рынка горюче-смазочных материалов контролируется российскими нефтяными компаниями, распоряжающимися крупными нефтеперерабатывающими активами в стране, в их числе: Лисичанский НПЗ («ТНК-Украина»), Одесский НПЗ («Лукойл-Украина») и завод ОАО «Херсоннафтопереробка» (в управлении «Альянс-Украина», российской группы «Альянс»).
Прошлогодние топливные кризисы достаточно ясно продемонстрировали значение и роль российских поставщиков в формировании оптовой и розничной торговли ГСМ в стране. Для сравнения: поставка нефти на НПЗ Украины в прошлом месяце составила 1,722 млн. тонн, из них российской нефти — 1,652 млн. тонн.
Вопрос о создании вертикально интегрированной нефтяной структуры на базе нефтедобывающей компании «Укрнафта», розничной сети АЗС госкомпании «Нафтогаз Украины» и Кременчугского НПЗ или Дрогобычского НПЗ (ОАО «НПК «Галичина») обсуждается во властных кругах в течение нескольких лет и эти переговоры пока не принесли желаемых результатов (национальный комплекс по добыче, переработке и реализации нефтепродуктов, по мнению властей, способствовал бы обеспечению экономической и энергетической безопасности республики).
В августе минувшего года правительства двух стран подписали очень важные, особенно для Украины, соглашения: «О транзите нефти по территории Украины» и «О мерах по обеспечению стратегического сотрудничества в газовой отрасли».
Мероприятие было приурочено к подписанию закона о внесении поправок в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих при экспорте и реализации российских нефти и газа на территории стран СНГ налогообложение по нулевой ставке НДС.
Российская инициатива о переходе на взимание данного налога на поставляемые углеводороды по принципу страны назначения будет приносить украинской казне свыше $800 млн. в год.
Достигнутые договоренности по нефтегазовому сотрудничеству, вне всяких сомнений, являются весьма привлекательными для украинской экономики. По транзитному соглашению, Украина ежегодно сможет пропускать через свою территорию до 85 млн. тонн российской нефти. В документе предусматривается, что транспортные тарифы на транзит нефти по территории республики определяются на недискриминационной основе по отношению ко всем пользователям системы трубопроводного транспорта страны.
Право собственности на нефть, транспортируемую трубопроводами, во время транзита сырья по территории Украины, сохраняется за грузоотправителями. Соглашение рассчитано на 15 лет и пролонгируется автоматически на последующие пятилетние периоды, если стороны не заявляют о его приостановлении.
О стремлении украинских властей с максимальной выгодой использовать транзитные возможности страны для получения дополнительных источников пополнения госбюджета свидетельствует принятое в конце декабря решение о повышении рентной платы за транспортировку нефти магистральными нефтепроводами.
В наступившем году она вырастет с прошлогодних $0,685 за тонну до $0,89, что, в свою очередь, приведет к повышению тарифа на перекачку примерно на 20 центов за тонну, поскольку рента входит в базу расчета тарифа.
Российские производители отмечают, что рост тарифов станет одной из основных составляющих снижения рентабельности нефтяных компаний. В качестве выхода предлагается перераспределить часть объемов на другие маршруты, а также планировать транспортировку по будущим перспективным направлениям.
Не менее актуальным для Украины представляется и газовое партнерство с Россией, которое, после заключения соглашения, предусматривает начало полноценной работы международного консорциума по управлению газотранспортной системой страны, созданного более года назад.
Стороны договорились осуществить строительство трубы «Богородчаны — Ужгород» протяженностью 300 км с целью расширения экспорта российского газа в Европу. «Газпром» гарантирует предоставление дополнительных объемов природного газа для транзита по этому газопроводу в объеме от 5 млрд. кубометров в этом году до 19 млрд. кубометров в 2010-м сверх объемов, установленных ранее другими межправительственными документами.
Очевидно, что новая украинская администрация согласится с мнением Леонида Кучмы, отметившего стратегический характер указанных договоренностей: «Для украинской стороны есть долгосрочная перспектива, что ее трубопроводные магистрали будут загружены на много-много лет вперед, и нам надо думать только об их развитии…Появилась магистраль — «Броды — Одесса». Сегодня главное направление — строительство газовой магистрали в Закарпатье, которая позволит дополнительно транспортировать в Европу до 20 млрд. кубометров газа. Это действительно долгосрочная стратегия, долгосрочное сотрудничество, которое позволит уверенно смотреть в завтрашний день и для европейских партнеров — в любую погоду газ будет на территории Европейского союза».
Следует напомнить, что подписание соглашения о нефтяном транзите стало возможным только после прояснения ситуации по реверсному использованию нефтепровода «Одесса — Броды». После продолжительных и ожесточенных споров и в виду отсутствия каспийской нефти для прокачки по трубе в сторону Европы, украинские власти решились согласиться на вариант, предлагаемый ТНК-ВР. ОАО «Укртранснафта», оператор украинских нефтепроводов, с сентября по декабрь 2004 года получило от эксплуатации системы «Одесса — Броды» в реверсном режиме около 30 млн. гривен, транспортировав до 900 тыс. тонн нефти.
Многие представители российской нефтегазовой промышленности считают, что двустороннее сотрудничество по транспортировке и продаже углеводородов в перспективе экономически будет более выгодным украинцам: ввод новых трубопроводных мощностей в России и сохраняющиеся высокие мировые цены сделают экспорт в дальнее зарубежье намного привлекательнее, чем поставки в украинском направлении.
В любом случае, в условиях отсутствия крупных альтернативных поставщиков энергоносителей (прежде всего каспийских углеводородов), экономика Украины будет в достаточной степени уязвима, и цели сменившейся власти достичь предельной самостоятельности и независимости от российской политической линии сложно оценивать как вполне достижимые.