Настоящее нашествие нерезидентов случилось после обвала российского рубля четыре года назад. С тех пор в городе сложно определить, кто за рулем. То ли сами россияне, то ли наши соотечественники, не пожелавшие переоформлять свои авто на родине. А теперь к машинам с российскими номерами прибавились еще и армянские.
Простым водителям без разницы, какие номера у машин. Возмущает другое. Водители машин с иностранными номерами стали чаще нарушать правила дорожного движения. Выехать на встречную полосу, подрезать, проехать на красный свет – это далеко не полный перечень “героизма” этих водителей.
– Я купил машину три года назад в Самаре, переоформлять здесь не стал, да и дорого все это. Машина оформлена в России, поэтому здесь, видеорегистраторы даже если и фиксируют мои нарушения, ничего поделать не могут. За три года я не получил ни одного уведомления о нарушениях и штрафах, езжу в свое удовольствие, бывает, нарушаю правила, – признается житель Уральска Артем, не захотевший называть свою фамилию.
Чувствуя свою безнаказанность, “иностранцы” ведут себя на дорогах очень уверенно и даже хамовито, создавая аварийные ситуации. В прошлом году полицейским удалось задержать владельца автомашины с иностранными номерами. Камеры видеофиксации Уральска насчитали ему штрафов на 1 миллион тенге.
А недавнее появление на дорогах области автомашин с армянскими номерами, кажется, ввело в ступор даже полицейских. На вторичном рынке Уральске они стоят значительно дешевле подержанных казахстанских. При этом выглядят свежее. Но есть один нюанс. Все эти автомобили зарегистрированы в Армении на граждан этой страны. В Уральске их продают по доверенности, предлагая один раз в год выезжать за пределы Казахстана. Чтобы поставить на учет в Казахстане, их нужно растаможить. Никто не хочет. Дорого.
Полицейские разводят руками. О необходимости единой базы автотранспортных средств для стран евразийского содружества, куда входят как раз Казахстан, Россия, Армения и Беларусь, отечественные полицейские говорят уже давно.
Зато полицейские Западно-Казахстанской области месяц назад модернизировали аппаратно-программный комплекс “Автоураган”. И, как отмечают в полицейском ведомстве, сегодняшнее программное обеспечение и техника, установленная на борту этих комплексов, позволяют выявлять из потока машины с неоплаченными штрафами, даже если на них стоят госномера иностранных государств.
– Если водитель нарушил правила дорожного движения, ему придется за это отвечать, независимо от того, из какой страны пригнана его машина, – сообщила инспектор МПС Уральска Динара АБДУЛХАЛИКОВА.
За месяц работы “Автоурагана” полицейским удалось взыскать около 200 штрафов с “иностранцев” на сумму свыше 2,5 миллиона тенге. При этом получается, что полиция сначала с помощью камер видеонаблюдения фиксирует нарушителей, затем ищет их по всему городу, чтобы взыскать с них начисленные штрафы. Другого способа наказать нарушителей пока нет. Создание единой межевразийской базы данных автомашин значительно упростило бы работу стражей порядка всех членов евразийского сообщества. Но, кроме Казахстана, с такой глобальной проблемой, похоже, никто не сталкивался.
УРАЛЬСК