В поисках ответов на эти и другие вопросы корреспонденты "КАРАВАНА отправились на один из самых важных блокпостов – "Барлык". Он расположен перед выездом из Алматы, недалеко от рынка "Алтын Орда".
Главное – не температурить!
…Минуем пост рядом с супермаркетом "Апорт". К нашей машине подбегает медицинский работник в маске и защитных очках. Говорит, что надо измерить температуру. У меня, а также фотокорреспондента и нашего водителя градусы в норме, 36,3 по шкале Цельсия. Дай Бог здоровья этому медработнику, как и нам с вами. И дальше бы так.
Водитель давит на газ, и вот, наконец, заключительный, перед выездом из Алматы, блокпост. Выхожу из машины и объясняю инспектору полиции цель нашего визита: хотим, мол, сделать репортаж о вашей службе! Старший лейтенант интересуется, откуда мы и поставлено ли в известность о нашем визите руководство департамента полиции города Алматы? Отвечаю утвердительно. После короткого общения с ответственным на посту № 20 Барлык – "Алтын Орда", заместителем начальника управления по противодействию наркобизнесу ДП города Алматы подполковником полиции Талгатом БЕРКИНБАЕВЫМ, прошу его разрешения переговорить с кем-нибудь из его подчиненных. Допустим, с тем старлеем.
Ответственный не против.
Самое тяжелое – это когда тебя не понимают
– Участковый инспектор управления полиции Наурызбайского района местной полицейской службы департамента полиции города Алматы старший лейтенант Даулет Ризабекулы САДЫКОВ.
– Сейчас, я так понимаю, вы, как участковый инспектор, своих прямых обязанностей не исполняете?
– Никак нет, меня приказом перевели сюда, на пост № 20 "Барлык".
– Вы сколько лет уже служите в органах полиции?
– 5 лет.
– После академии МВД?
– Нет, после гражданского вуза. Я закончил КазНУ, юридический факультет.
– Женаты?
– Нет, холост, но собираюсь жениться.
– Чем вы и ваши коллеги здесь занимаетесь?
– Проверяем тех граждан, которые проходят в город Алматы.
– Разве кого-то пропускают?
– Пропускают. Сейчас всех, кто пришел на блокпост, мы проверяем. Если, например, у гражданина имеется городская прописка, мы его пропускаем.
– А еще кого пропускаете?
– Тех, кого медицинское учреждение того района Алматинской области, в котором они проживают, направило на лечение в Алматы. Всего для пропуска есть 16 пунктов, таков алгоритм.
– Вы сами с какого числа здесь?
– Я на этом посту с 18 марта 2020 года.
– А где проживаете?
– В Алматы.
– Дома-то бываете?
– Да, бываю. Служба у нас здесь двухсменная, с 8 утра и до 20 часов вечера.
– Получается, 12 часов через 12?
– Да.
– Это тяжело, конечно. Пока до дому доберетесь, пока поужинаете… Времени-то на сон хватает?
– Хватает.
– Вы проверяете всех граждан, кто пешком приходит и на машинах?
– Нет, только пешеходов. Тех, кто на машинах, проверяют сотрудники дорожно-патрульной полиции. У нас имеется специальная программа "Сергек". Там два раздела: один по пешеходам, а второй – по государственному регистрационному номеру транспортного средства.
– Тяжела служба в усиленном варианте?
– Ничего, я привык.
– Можете назвать самое неприятное, с чем приходится сталкиваться на блокпосту?
– Это недопонимание граждан. Несмотря на телевизионные передачи и интернет-рассылки, многие из них до сих пор не понимают, что такое режим ЧП!
Люди нервничают, пытаются доказать свою правоту, хотя ни по одному из 16 пунктов алгоритма права на проход в Алматы не имеют. Некоторые ругаются, бывает, обзываются. Но мы терпим, сохраняем спокойствие и стараемся им объяснить, причину отказа.
– В драку не кидаются?
– Нет, такого еще не было.
– Кто больше всего возмущается?
– Мужчины в возрасте от 30 до 35 лет. В основном это граждане без городской прописки. Те, кто трудился в Алматы, но теперь остался без работы. Но, бывает, скандалят женщины и даже пожилые люди. Горно-егерский полк заступил на боевое дежурство
– Я вижу, вы в маске и резиновых перчатках. Не страшно заразиться коронавирусом?
– Мы все опасаемся, конечно. Но тщательно исполняем рекомендации медицинских работников.
Кому-то можно, а кому-то – нет
Далее решаем побеседовать с ответственным поста № 20 "Барлык – "Алтын Орда" подполковником полиции Талгатом Беркинбаевым.
– Сколько машин проходит в среднем за сутки через ваш блокпост?
– От 300 до 400 автомобилей. Главным образом, это машины доставляют в город продукты и товары первой необходимости.
– Кто контролирует выход из Алматы?
– Сотрудники управления полиции Карасайского района Алматинской области.
– Кому разрешается покинуть город?
– Лицам, которые до объявления карантина находились на лечении в Алматы.
– А еще?..
– Въезд в город и выезд разрешен транспорту и спецтехнике коммунальных и аварийных служб, электро- , газо- и теплоснабжения, газокоммуникаций, службам уборки мусора и технической поддержки телекомоператоров, сотрудникам железнодорожных станций и локомотивных бригад, лицам и предприятиям, которые участвуют в железнодорожных перевозочных процессах, сотрудникам ритуальных служб, а также погребальным процессиям числом не более 10 человек.
– Военнослужащим и полицейским можно?
– Военнослужащим Национальной гвардии, спецслужб и правоохранительных органов, Антикоррупционной службы, прокуратуры – при наличии у них на руках специального поручения за подписью первого руководителя органа.
– А простым гражданам?..
– Гражданам РК, ранее выехавшим на территорию иностранного государства при их возвращении. В особых случаях, при отправлении граждан РК на лечение за рубеж, а также роженицам, выписанным из больниц Алматы при наличии выписки из медицинской карты. Можно выезжать и въезжать в город персоналу дипломатических служб иностранных государств, членам их семей, членам делегаций иностранных государств или международных организаций, которые направляются из РК или в РК по приглашению министерства иностранных дел РК. Гражданам иностранных государств, являющимся членами семей наших граждан, но только однократно.
– То есть если он въехал, то уже не выедет?
– Да, но только при подтверждении родственных связей. А еще гражданам РК и гражданам иностранных государств, следующим авиа- и транзитным сообщением, при предъявлении соответствующих документов.
Также могут въехать и выехать из Алматы жители других регионов РК и граждане иностранных государств, прошедшие карантин.
– Вы и ваши сотрудники не боитесь заразиться?
– Каждый переживает, у многих ведь семьи и дети. Конечно, мы все стараемся выдерживать дистанционный барьер, но не всегда получается.
– Но будете стоять до победного?
– Так точно!
АЛМАТЫ