В конце марта 2019 года в суде №2 района «Байконыр» города Нур-Султана завершился длительный и неоднозначный процесс в отношении двоих бывших полицейских — Галымжана ТАСТЫБАЕВА и Мунира БАКЫТА (имена и фамилии подсудимых изменены. – Прим. ред.).
В 2012 году оба они работали в отделении криминальной полиции (ОКП) Целиноградского РОВД Акмолинской области. Господин Тастыбаев был простым оперуполномоченным, а вот Мунир БАКЫТ стоял повыше и занимал должность замначальника отделения. И на скамью подсудимых они попали после того, как решили заработать денег на человеке, в отношении которого было написано заявление об изнасиловании.
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz, ссылаясь на базу судебных актов Верховного суда РК, делится подробностями уголовного дела в отношении бывших полицейских, обвиненных в покушении на мошенничество.
"Вымогательство" по делу об изнасиловании
История берет свое начало 16 сентября далекого 2012 года, когда гражданка Б.А. Мынбаева (фамилия и имя изменены. — Прим. ред.) обратилась в Целиноградский РОВД с заявлением об изнасиловании в отношении И.А. Амирова. Оно было зарегистрировано в тот же день, и установление местонахождения, а также обеспечение явки гражданина Амирова было возложено на заместителя начальника ОКП Мунира БАКЫТА.
В то же время господину Амирову стало известно, что его разыскивает полиция, и он через своего знакомого обратился к оперуполномоченному ОКП Галымжану ТАСТЫБАЕВУ и попросил оказать ему «содействие» в объективном разбирательстве преступления, а также ни в коем случае не допустить меры пресечения в виде ареста. Тот ответил согласием, так как имел полномочия получить необходимую информацию по данному заявлению.
В тот же день Мунир БАКЫТ задержал И.А. Амирова в городе, который некогда назывался Астаной. Узнав про задержание последнего, Галымжан ТАСТЫБАЕВ сообщил замначальника о ранее озвученной просьбе. В тот момент они поняли, что могут заработать на задержанном мужчине денег.
«В силу занимаемых должностей они достоверно знали о ходе рассмотрения заявления гражданки Мынбаевой в отношении И.А. Амирова и о том, что не будет избрана мера пресечения в виде ареста, поскольку уголовное дело по факту изнасилования не возбуждено и по нему будет принято решение об отказе в связи с неготовностью заключения судебно-медицинской экспертизы», — объясняется в судебном документе.
После задержания Амиров был доставлен в Целиноградский РОВД, где следователь провел его допрос, и в последующем задержанный был отпущен. Воспользовавшись этим, Галымжан ТАСТЫБАЕВ сообщил мужчине, что вопрос о неприменении меры пресечения в виде ареста решен в его пользу, и потребовал за это 150 тысяч тенге.
После этого оперуполномоченный Тастыбаев неоднократно звонил И.А. Амирову с требованиями выплатить деньги за "помощь", но тот всячески отказывался. Когда он понял, что от него не отстанут — решил обратиться в финансовую полицию.
Размахивал ножом и давил полицейских
Уже 24 сентября полицейский Тастыбаев получил от И.А. Амирова ранее названную сумму. Деньги были мечеными и принадлежали финансовой полиции, вследствие чего он был задержан.
В тот же день, но уже ближе к полуночи, Галымжан ТАСТЫБАЕВ согласился сотрудничать со следствием и передал 150 тысяч тенге Муниру БАКЫТУ. Он тоже был задержан сотрудниками финансовой полиции. Но вот просто так сдаваться он не собирался и решил бежать.
«Во время осмотра гражданин Бакыт, воспользовавшись моментом, из левого кармана брюк вытащил неустановленный складной нож и размахивал в сторону представителей властей – сотрудников ДБЭКП по городу Астане, которые попытались задержать последнего, создававшего им угрозу применения насилия, неопасного для жизни и здоровья», — заявлено в официальном документе.
Затем он сел за руль чужой машины, сбил двух инспекторов, пытавшихся его остановить, и скрылся. Полицейские получили легкие телесные повреждения. В связи с чем к обвинению Мунира БАКЫТА была добавлена ч. 1 ст. 380 УК РК «Применение насилия в отношении представителя власти».
«Это был не нож, а раскладная металлическая расческа»
Подсудимый Тастыбаев вину в предъявленном обвинении признал в полном объеме, но вот только ссылался на то, что делал всё под руководством Мунира БАКЫТА. Отказывать ему не стал, так как он был выше по званию и мог «отрицательно повлиять на его карьеру».
А вот господин Бакыт отказался признавать вину и заявил, что деньги брать вовсе не хотел, а на встречу приехал, так как думал, что Тастыбаев накроет ему стол в знак благодарности за примирение сторон в том самом деле об изнасиловании.
И насилие в отношении других полицейских он не признал, да и, по его словам, в его руках был вовсе не нож.
«Подумав о том, что со стороны сотрудников ДБЭКП в отношении него идет провокация в получении незаконного вознаграждения, вытащил раскладную металлическую расческу из кармана и, показав ее сотрудникам, скрылся с места происшествия», — записано со слов Мунира БАКЫТА в суде.
Также в суде давала показания и Б.А. Мынбаева. По её словам, Мунир БАКЫТ несколько раз уговаривал её изменить показания в пользу Амирова и примириться с ним. Помимо этого, он говорил, что по заявлению нет перспективы и в отношении него не будет избрана мера пресечения в виде ареста.
Вы, конечно, виновны, но сидеть не будете
20 марта 2019 года суд признал виновными обоих экс-полицейских. Галымжан ТАСТАБЕКОВ по решению суда обязан выплатить денежный штраф в десятикратном размере похищенного имущества, а именно 1,5 миллиона тенге. Также он лишен возможности занимать должности на госслужбе и в органах сроком на два года.
А вот Мунир БАКЫТ был приговорен к ограничению свободы сроком на один год и точно такому же штрафу. Но наказание об ограничении свободы было тут же отменено – он попал под амнистию. А из-за того, что он находился под стражей 240 дней (с 23.07.2018 по 20.03.2019) он был освобожден и от штрафа, так как один день засчитывался за 4 МРП.
Мунир БАКЫТ лишен звания майора полиции, а Галымжан ТАСТАБЕКОВ — звания старшего лейтенанта полиции. 25 мая 2019 года решение суда вступило в силу.