Последнее решение МВД увеличить зарплату сотрудником строевых подразделений, то есть тем, кто несет службу непосредственно на дорогах, исключает всякие эмоции, кроме недоумения. Ибо сделано это в целях борьбы с коррупцией.
Взрослые мужчины, которых мы видим на улицах в дождь, в снег, в любое время суток, которые, пожалуй, как никто иной, подвергаются ехидным нападкам, получали до сих пор 27 тысяч тенге. Теперь — 80! 750 долларов. Представим себе семью «гаишника», скажем из четырех человек — идеальную с государственной точки зрения. Старший ребенок ходит в садик. Мама с младшеньким в декрете. Самое скромное питание, учитывая необходимые белки, углеводы, витамины и минералы обойдется как минимум в 2000 тенге в день. Или в 500 долларов в месяц. Одежда, если очень скромно, 100 долларов. Коммунальные расходы — 150. Вот и все. Ни книг, ни фильмов, ни аттракционов «Фэнтэзи». Не говоря уже об ипотеке и отпуске с туристической поездкой. Это после повышения зарплаты, направленного на борьбу с мздоимством. А до?
С каким чувством мог смотреть на лоснящиеся бока самых последних иномарок, проносящихся мимо него, инспектор ГАИ? Какие чувства он мог испытывать по отношению к людям, одна машина которых стоит 30 или 50 лет его работы, это если он всю ее будет откладывать ради такой покупки? Пятнадцать лет назад 750 долларов позволили бы человеку жить относительно достойно и дорожить своей зарплатой. Можно было на такие деньги и детей поднимать, и в отпуск поехать, по крайней мере, на Иссык-Куль.
Характерно, что слова о борьбе с коррупцией особенно часто стали звучать, когда обладатели особняков и счетов в заграничных банках начали испытывать дискомфорт оттого, что обслуживающий персонал не отвечает их возрастающим запросам. Сама коррупция в таких невероятных масштабах является уже постсоветским, рыночным «достижением». Когда цель оправдывает средства. Но так же, как и в прежние времена, расхождение между декларациями и реальностью становится все большим. И человек в форме на дороге, получивший твердое представление, что на самом деле он один на один со своими проблемами, точно также как пятнадцать, десять или пять назад, будет решать их всеми имеющимися в его распоряжении способами.
В советское время шутили: украл мешок зерна — вор, украл железнодорожный состав — потери. И, судя по тому, что борьба с коррупцией показательно ведется в отношении «стрелочников», ее преодоление не представляется возможным, потому что цели, которые бы делали эту борьбу и необходимой, и неизбежной, и результативной — не просматриваются.