Полцарства за железного коня! - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Полцарства за железного коня!

Полцарства за железного коня!

Все-таки наши чиновники любят импортные автомобили гораздо больше и чаще отечественных!

  • 10 Февраля 2012
  • 3028
Фото - Caravan.kz

В материале “Как завести родной автопром” (“Караван”, № 5 от 3 февраля 2012 г.) мы писали о том, сколько зарубежных автомобилей по госзаказу покупают различные министерства и ведомства Казахстана, хотя в своем Послании Президент выразил возмущение таким отношением к отечественному автопрому. И вот, что называется, не успели об этом протрубить газеты и телеканалы, как на сайте госзакупок появились первые заказчики служебных автомобилей. И что? Думаете, они так прямо и разбежались покупать отечественное?

Справедливости ради нужно отметить, что, скажем, какая-нибудь школа-интернат в Восточном Казахстане или акимат поселка Южный в Карагандинской области и впрямь хотят купить скромные отечественные авто. Но за их средствами, как известно, бдительно следят чиновники из вышестоящих инстанций.

Но вот куда смотрит акимат Южно-Казахстанской области? Его подчиненные из Шардаринского районного акимата заказали себе новенький служебный автомобиль – Тоyota Camry-50 5N. А чего мелочиться? Стоимость заказанного авто – 9 миллионов тенге!

Зато тут же, на сайте акимата Южно-Казахстанской области, подчиненные Аскара МЫРЗАХМЕТОВА разместили ссылку на информацию, в которой говорится о том, что управление культуры акимата Карагандинской области дало на сайте госзакупок объявление о покупке внедорожника “Тойота Ланд Крузер Прадо” – за те же девять миллионов тенге. То ли оправдаться хотели – мол, не мы одни такие, то ли просто “намекнули” на коллег?

К слову, в этой заметке только что назначенный начальник управления культуры божится, что не в курсе, кто заказал такую машину, поскольку его самого недавно перевели из Алматы. Позже он и вовсе отозвал лот.

Спроса нет!

Тема пересадки с импортных авто на отечественные не нова. Полтора года назад такую инициативу выдвинул первый вице-министр индустрии и развития новых технологий Альберт РАУ. Правда, примерно в то же время аким Федоровского района Костанайской области заказывал себе крутой немецкий внедорожник за 53 тысячи долларов. Об этом “Караван” писал 16 апреля 2010 года в материале “Лимузин для бастыка”. И знаете, что удивительно: тогда мы тоже говорили о Послании Президента, правда, образца 2009 года, и о том, что глава государства поручал правительству провести оптимизацию расходов в госбюджете.

Спрашивается, почему ни с кого до сих пор не спросили? И сколько времени нужно акимам, чтобы до них наконец дошел смысл требуемого от них?

Ведь вполне может случиться, что завтра в районных акиматах захотят закупить самолеты для более быстрого реагирования на нужды жителей и, вспомнив про инициативу Умирзака ШУКЕЕВА, захотят пересесть на самолеты и вертолеты? Он в бытность вице-премьером как-то говорил, что некоторые легкие самолеты “не дороже джипа”.

Учимся считать!

Впрочем, чиновничья “голь” – простите, рать! – больно уж не хочет отвыкать от комфортных машин еврокласса и готова любыми путями обойти запрет. 

Для примера приведем “скромный” такой лот отдела внутренней политики акимата города Экибастуза, который решил не покупать автомобиль, а арендовать его сразу вместе с водителем.

Стоимость лота впечатляет: 28 890 000 тенге! В пересчете на доллары получается более 16 тысяч долларов в месяц! Да за такие деньги можно ежемесячно покупать машину, а не арендовать ее. Что уж говорить об аппетитах персон, сидящих “этажами” выше? 

Впрочем, по сравнению с экибастузскими чиновниками даже аренда автомобиля для генерального прокурора меркнет. У Асхата Даулбаева аренда составляет всего каких-то 5 миллионов тенге в год!

По договоренностям в рамках Таможенного союза, к 2017 году Казахстану нужно вывести отечественный автопром на высокий уровень локализации. То есть даже винтики от машин нужно будет производить у себя в стране, поскольку с этого времени комплектующие будут расцениваться как иностранный автомобиль. Другими словами, если запчасти будут ввозиться для сборки в Казахстане, пошлина на них будет такая же, как на импортные машины.

Размышления у парадных подъездов

Размышляя о будущем отечественного автопрома, мы так размечтались, что представили, как у стен Парламента в Астане чиновников и депутатов будут поджидать отечественные “Ссанг-Йонги”, “Шевроле-Нивы” и КИА… Но нас с небес на землю опустил депутат Мажилиса от партии “Акжол” Азат ПЕРУАШЕВ, который на днях заявил, что “в мире еще ничего лучше “Мерседеса” не придумали”. Так-то оно так, Азат Турлыбекович, только, опять же, как быть с поручением Президента? Ведь депутаты Парламента, как слуги народа, чье содержание, как и содержание чиновников из акиматов, обходится налогоплательщикам в копеечку, должны экономить средства, а не разбазаривать их на такую роскошь, как автомобиль.