Формальный подход
– Хотя акция идет более трех месяцев, супермаркеты продолжают демонстрировать формальный подход к информированию граждан о товарах, произведенных в стране, – констатировал Жумин на брифинге в Астане. – Примерно в 30 процентах случаев мы обнаружили, что на полках “Сделано в Казахстане!” присутствуют неказахстанские товары. Когда начали беседовать с персоналом этих супермаркетов, оказалось, что только 48 процентов опрошенных сотрудников знают, для чего нужны эти полки.
Причины провалов
– Это характерный результат для многих инициатив руководства страны. Один из таких крупных провалов был при создании Таможенного союза. Тогда толком не объяснили, что это принесет каждому человеку, – подчеркнул “КАРАВАНУ” политолог Досым САТПАЕВ. – Все сегменты социальной жизни или экономики, где со стороны власти проходили инициативы, не сопровождались сильной информационной кампанией. Кроме разве что легализации капиталов или “Народного IPO”. А это капля в море. Как показывает опыт, без информационного сопровождения все эти проекты не стоят выеденного яйца. На местах либо неправильно воспринимают сами чиновники, или неадекватно понимают граждане страны. Опять же – формализм и пускание пыли в глаза. Мне как потребителю очень интересно узнать, что производят в Казахстане. Если бы таблички висели правильно, я как аналитик уже сделал бы срез отечественного производства. Но, получается, кого мы обманываем? А обманываем мы самих себя.
Чиновничье бессилие
Почему так происходит? Во многом – из-за нежелания чиновников работать правильно, считает политолог. Ведь по своей сути информационная поддержка инициатив – та же самая рекламная кампания, у которой должны быть свой бюджет и свой оператор. Денег на этот проект нет из-за особенностей бюджетного планирования и низкого уровня проработки государственных программ. Сама инициатива “Покупай казахстанское!” прозвучала в январе, когда государственный бюджет уже был сверстан. Изменений не внесли. В результате правительство начало изыскивать резервы. Также не был назначен единый орган, ответственный за проведение кампании и распределение бюджета. В итоге в детали никто не углубляется. А принять программу – много ума не надо.