Наш ответ Евросоюзу
На прошлой неделе в Астану съехались министры туризма Кыргызстана, Азербайджана и Турции. Эти страны вместе с Казахстаном и Узбекистаном входят в Тюркский совет. Основная функция организации – содействие развитию тюркоязычных стран.
После того как в 2014 году в турецком Бодруме главы государств договорились развивать совместный туристический рынок, родился амбициозный проект “Современный Шелковый путь”, цель которого – показать богатое историческое наследие тюркских государств на Великом Шелковом пути. И вот функционеры туротрасли в начале августа собрались в Астане, дабы обсудить детали совместного турпродукта. Эта встреча для них четвертая.
На предыдущих среди прочих вопросов были определены примерные маршруты, обозначены проблемы.
На правах хозяина министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы предложил перейти от слов к делу:
– Мы можем также проработать вопрос взаимного признания визового режима для иностранных туристов по утвержденным Тюркским советом туристическим маршрутам Шелкового пути. Внедрение такого механизма, по сути, станет аналогом шенгенской визы, но только туристского назначения. Совместно мы можем предоставить туристам незабываемые впечатления от экотуризма по древним историческим городам, в том числе по Туркестану и святым местам, как мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави, – заявил он.
Пока стороны сходятся во мнении, что столько стран за один раз туристу посетить будет сложно, поэтому разрабатываются более короткие маршруты.
Как сообщил Арыстанбек Мухамедиулы, с 31 августа по 6 сентября этого года состоится первый совместный тур Казахстана и Кыргызстана. Гвоздем программы станет церемония открытия III Всемирных игр кочевников.
Также планируется запуск казахстанско-азербайджанского морского круиза по Каспию. Правда, ни стоимости этих программ, ни, в случае с морским круизом, даже примерных сроков реализации проекта никто назвать не может.
Как сообщила директор департамента событийных мероприятий и проектов АО “НК “Kazakh Tourism” Гаухар ЖЕНИСБЕК, сейчас стороны обсуждают вопросы визовой политики и ценообразования.
– Поскольку это не только в рамках нашей страны, соответственно есть перелеты. Как раз одним из пунктов было обсуждение и переговоры с национальными авиакомпаниями стран. Все в процессе переговоров, и я думаю, что все-таки оптимальный вариант цены будет выработан. Потому что, если это будет очень дорого, турист не поедет, – говорит она.
Едут пусть на родину…
Пока, конечно, лидер туристического рынка тюркоязычных стран – Турция. Но, как уверены в АО “Kazakh Tourism”, Казахстану на карте современного Шелкового пути найдется достойное место.
– У нас общие корни. Родиной многих тюркских народов является Казахстан. Те же самые огузы, потомками которых являются азербайджанцы и турки. У них здесь было государство со столицей Янгикен. То есть эти туристы будут сюда приезжать как на родину предков – Ата Журт. Да, мы сейчас все ездим в Турцию, но и оттуда должны к нам (ехать). В первую очередь мы можем предложить паломнический, культурный туризм, – говорит председатель правления АО “Kazakh Tourism” Рашид КУЗЕМБАЕВ.
Он признает, что пока в Казахстане нет турецкого сервиса, но есть понимание того, что надо делать: Турция не за один год стала мировым центром туризма.
Как нам с визами не везет
Впрочем, не только и не столько плохие дороги и пресловутые сортиры отпугивают путешественников в Казахстане. Гораздо больше нареканий вызывает визовая политика страны. Да, граждане 61 государства освобождены от получения казахстанских виз, 35 стран Организации экономического сотрудничества и развития, 16 стран на основе взаимных соглашений. Гражданам 48 стран туристические визы выдаются без оформления приглашения. Осуществляется выдача групповых туристских виз гражданам КНР, соглашение имеется и с Ираном. Введен 72-часовой безвизовый транзит для граждан Китая, Индии, пролетающих через аэропорты Астаны и Алматы в другие страны. Но, как сетуют сами участники рынка, все очень нестабильно. Шотландские туристы были шокированы жуткими туалетами в Казахстане
Вот, например, тот же транзит для китайцев и индусов. Ввели его в прошлом году во время выставки ЭКСПО-2017. До 1 января 2018 года. Потом продлили на год. А что будет с января 2019-го – пока точно неизвестно. И как в этих условиях строить долгосрочные планы?
– В прошлом году подтвердили пролонгирование в декабре, но китайские туристы строят планы на китайский Новый год еще летом. В июне прошлого года у нас было более 30 тысяч заявок на февраль этого года. Хотя мы не делали никаких маркетинговых кампаний. Возможно, если бы мы давали рекламу, то этих заявок было бы 100–150 тысяч. Но из-за того, что долго решался вопрос с безвизовым режимом, большинство заявок было потом все равно отменено, – рассказал нам вице-президент по финансам АО “Эйр Астана” Ибрахим ДЖАНЛЫЕЛ.
Как отметил представитель авиакомпании, решать вопрос с продлением безвизового режима на трое суток надо уже сейчас, потому что в сентябре туроператоры начнут готовить буклеты на следующий год, и вписывать в них опцию, которой может и не быть, никто не согласится.
Причем, чтобы жизнь туристов и операторов была комфортнее, этот режим нужно утвердить на 3–5 лет одномоментно.
– В 2010 году у нас было 10 тысяч транзитных пассажиров. В 2017-м – 489 тысяч. В этом году мы поставили цель обслужить 700 тысяч транзитных пассажиров и в 2019-м – миллион. Мы стали конкурентоспособны с другими авиакомпаниями по ценам, при этом пассажиры знают, что у нас очень высокий уровень сервиса. Транзитным пассажирам мы предлагаем за один доллар купить у нас сутки гостиничного номера, экскурсию на полдня и трансфер из аэропорта и назад, – говорит Ибрахим Джанлыел.
Проекты, которые пока еще в проекте
К слову, о туристах из Поднебесной. Пару лет назад предполагалось, что ежегодно с 2017 года нашу страну будет посещать миллион китайских туристов. Представители туркомпаний и профильных ведомств как с нашей, так и с китайской стороны встречались на различных форумах и конференциях едва ли не еженедельно. Чем были жутко возмущены туристы из Китая в Казахстане
Но этим, по сути, туристическая активность и ограничилась: на сегодняшний день в Казахстане по-прежнему не разработаны продукты, способные вызвать стойкий интерес китайских групп, а визовое законодательство не дает соседям попробовать даже то, что есть.
Заморожена на неопределенный срок, судя по всему, и другая идея Арыстанбека Мухамедиулы. Менее года назад он предлагал развивать в Казахстане мировую киноиндустрию. Как в Новой Зеландии: мы Голливуду – ландшафты, они нам – рекламу и остатки декораций. Но пока именитые режиссеры съемки не проводят.