Массовая истерия
Одна из последних новостей, связанных с популярной игрушкой: в США молодая пара так увлеклась ловлей покемонов, что забыла о родном сыне. Двухлетний мальчуган несколько часов провел на солнцепеке, и, если бы не сердобольные соседи, неизвестно чем бы все закончилось. Сейчас ребенка забрали соцработники, они же поставили вопрос о лишении геймеров родительских прав. Так что как минимум до суда горе-родители могут спокойно искать покемонов, об их сыне позаботится государство.
Чем же игра так привлекает людей? Об этом последние несколько недель рассуждают самые именитые психологи современности. Топ версий выглядит примерно так…
Игра предполагает ходьбу по местности, то есть большую вовлеченность пользователей в процесс и иллюзию самостоятельного принятия решения.
Мир игры не замкнут на предложенной разработчиками графике – ландшафт и декорации каждый игрок выбирает сам и постоянно меняет вместе с передвижением по городу.
Pokemon go позволяет чувствовать себя трендсеттером (от англ. trend – “тенденция”, to set – “устанавливать, начинать”).
Ну и азарт от поимки особо редких видов покемонов не стоит забывать.
Менее чем за месяц с момента выхода количество скачиваний игры перевалило за отметку в 50 миллионов.
Шпионы поневоле?
Между тем некоторые эксперты поспешили обвинить популярную игрушку в шпионаже. Были обнародованы данные, согласно которым создание платформы было профинансировано ЦРУ США. Региональный представитель мирового разработчика антивирусного программного обеспечения в РК и Средней Азии Виталий ЛИ уверен, что дыма без огня не бывает и через искателей покемонов “Большой брат” действительно может отследить все, что ему будет интересно.
– Естественно, через игру перекидываются очень большие объемы видеоданных, которые можно при желании использовать в шпионаже. Другое дело – насколько это нужно? И без покемонов возможностей тотальной слежки предостаточно, – рассуждает Виталий Ли.
Не верит в Пикачу – секретного агента и директор казахстанской IT-компании Марат ТОЛИБАЕВ.
– В теорию о шпионской подноготной этой игры я не верю. Правда, теперь стало понятно, что ее действительно можно использовать для разведывательных целей, но для этого нужны огромные ресурсы. Не думаю, что разработчики будут этим заниматься, – рассуждает он.
Но в любом случае о том, что ЦРУ через казахстанских геймеров выведает расположение наших секретных объектов, пока беспокоиться не стоит. Потому как для нашей страны скачивание игры пока недоступно. Тем не менее уже сотни геймеров страны ищут покемонов. В основном, конечно, в Алматы и Астане.
– Наши граждане “обманывают” AppStore, регистрируясь как представители других стран. Это уже незаконно, но свидетельствует о том, что именно за ними никто следить не будет. Но чисто теоретически, если принять на веру теорию об участии ЦРУ, когда какой-то конкретный объект в Казахстане станет кому-то интересен, миллионам игроков придет наводка: “Здесь спрятались покемоны”. И уже по снимкам приехавших “охотников” можно составлять подробную карту, – рисует возможную картину шпионажа Виталий Ли.
Заработать на покемоне!
Между тем в соцсетях и на форумах уже образовывались группы геймеров, где люди делятся друг с другом советами по прокачке карманных монстров и местами их массового обитания в Казахстане.
В мире же все больше и больше компаний прокачивают за счет покемонов свой бизнес. Первыми о том, что на игре можно неплохо заработать, сообразили в Лас-Вегасе. Одно из тамошних казино договорилось с правообладателями о размещении на своей территории 4 Pokestops – мест, в которых можно ловить покемонов. Поток клиентов, естественно, увеличился.
В России, где игра тоже пока еще официально не запущена, уже думают пойти еще дальше и привлекать покемонами молодежь на избирательные участки. С соответствующим предложением выступил депутат законодательного собрания Ленинградской области Владимир ПЕТРОВ.
Казахстанский истеблишмент столь прогрессивных взглядов пока не демонстрировал.
– Использовать покемонов в рекламных целях – хорошая идея. Думаю, она будет реализована и у нас. Кажется, я даже уже читал что-то об этом, – вспоминает Марат Толибаев.
А вот член клуба PR-шы Ерлан АСКАРБЕКОВ относится к игре настороженно и призывает к этому всех других.
– Безусловно, можно применять любую массовую игру в рекламно-коммерческих целях. Принципы измененной реальности позволяют создавать практически бесконечный мир для размещения брендов. Пожалуй, наивысший успех продемонстрировала игра “Второй мир”. Тем не менее не стоит все же забывать и о том, что разработчик игры Pokemon go в свое время официально брал деньги у ЦРУ. Уверен, эта вероятная угроза безопасности частных и государственных секретов гораздо важнее коммерческого потенциала игры, – считает Ерлан Аскарбеков.
Так или иначе, но вполне очевидно, что покемоны уже пришли и в нашу страну. Играть или не играть – каждый решит сам. Но, судя по опыту других, массового помешательства на карманных монстрах Казахстану тоже не миновать. И тут важно соблюдать хотя бы какую-то осторожность. Например, смотреть не только в экран смартфона, но и по сторонам. Потому как несчастные случаи с ловцами покемонов в мире уже случались.
Справка “КАРАВАНА”
Игра Pokemon go запущена 6 июля этого года, и пока только в США, Австралии и Новой Зеландии. Смысл игры дополненной реальности – передвижение по местности, поиск и ловля покемонов. Приложение синхронизируется с Google-картами, при его загрузке пользователь видит на экране район, в котором находится на самом деле (отображаются не только улицы, но и парки, леса, реки). На карте отмечены места, где можно обнаружить покемонов, при приближении к которым телефон издает сигнал. После поимки карманных монстров можно их модернизировать и выставлять на бои. Причем, чтобы поучаствовать в битве, необходимо лично прибыть на арену, которой соответствуют конкретные географические координаты. Как уверяют разработчики, они хотели стимулировать людей к путешествиям и живому общению.
* Пикачу́ (яп. ピカチュウ Пикатю, англ. Pikachu) – существо из серии игр, манги и аниме “Покемон”. Пикачу считается одним из самых узнаваемых и популярных покемонов. В последние годы он стал иконой японской поп-культуры.