После появления видео о подпольном цехе, который занимается подделкой производства лимонада с торговой маркой «Буратино», редакция медиа-портала Caravan.kz обратилась к президенту «Национальной линии потребителей» Светлане Романовской, которая постаралась ответить на главный вопрос: почему так происходит?
— Светлана Юрьевна, скажите, как происходит контроль таких заведений и кто за это отвечает?
-Никто не отвечает и никак процесс не контролируется. В том и дело, что нас сейчас защищает «Лига защиты прав потребителей» в количестве, примерно, 50-ти тысяч человек. Иными словами, мы предоставлены сами себе.
— Можно ли как-то повлиять на ситуацию или так все и останется?
— Во-первых, мы делаем исследования, во-вторых, мы добиваемся с предпринимателями установить связь. Мы проводим исследования не просто так и, чаще всего, мы выявляем такие товары, которые подделываются, и потом информируем государственные органы, чтобы они предприняли какие-то меры, потому что мы этого делать не можем, так как мы не коммерческая организация, и не имеем права вмешиваться в деятельность даже тех людей, которые занимаются подделками.
-Как казахстанцев защитить от потребления суррогата?
— Только самим обращать внимание на качество, на этикетку. Я думаю, что это проблема все-таки государства, потому что государство должно контролировать и гарантировать безопасность потребляемой продукции. Если этого не будет, мы же не специалисты, мы — слабая сторона по договору. У «Лиги потребителей» ограничен бюджет, во-вторых, чтобы сделать осознанный выбор, нам нужна помощь с достоверной информацией. А если мы ей не обладаем, кто нас вводит в заблуждение, то как мы сможем это понять?
Мы раньше говорили, на какие факторы обратить внимание: если продукция гораздо дешевле, потому что ниже себестоимости, никто продавать не будет. На сегодняшний день злостные предприниматели делают незаметную наценку на одну или две тенге. И это тоже выгодно оптовикам, тогда есть вероятность, что, возможно, никто не заметит подмены. Раньше полиграфия была некачественная, плохо и неровно были приклеены обертки. Сейчас научились подделывать все качественно, на первый взгляд не отличишь. Мы в свое время выявили даже подделывание акцизов на алкогольную продукцию. Есть, конечно, и добросовестные предприниматели, которые приходят к нам и просят поддержки для того, чтобы мы информировали граждан по поводу того, с какими проблемами они могут столкнуться.
— Получается, такая деятельность порождает много вытекающих факторов, например, наносится ущерб здоровью казахстанцев?
— Безусловно, а управы никакой нет, госзаказа по этому поводу никакого нет. Мы сталкиваемся с постоянными перестановками, то нам, то Минздраву отдадут, то кому-нибудь еще, и ничего не меняется.
— Как вы думаете, это связано с коррупцией?
— Во-первых, я думаю, что это связано с фактором безответственности, а во-вторых, у нас если сказал, что Президент страны поддерживает бизнес, значит только бизнес и поддерживает. Надо просто о народе больше думать. У нас есть национальная палата предпринимателей, есть партия «Ак жол», а какая у нас ситуация с потребителями, кроме «Национальной лиги потребителей»? Кто еще?
У нас в стране, может, четыре-пять потребителей, которые чаще всего объединяют людей взрослого возраста, то есть это пенсионеры или люди предпенсионного возраста. «Национальная лига потребителей» открыла кафедру по защите потребителей в Каспийском университете, который находится в Алматы. Мы проводим исследования. То есть присваиваем народность за качество и безупречность потребляемой продукции на безвозмездной основе, чтобы предотвратить конфликт в этой сфере. Оказываем обратную связь между предпринимателями и потребителями, ведь ресурсы только наши, а государство здесь не причем.
До тех пор, пока у нас не будет грамотного потребителя, у нас не будет ответственного, конкурентоспособного производителя. А пока этого не будет, будут продолжать подделывать то, что покупают. Многие производители даже боятся вкладываться в рекламу, потому что, как только товар начинают рекламировать, его тут же начинают подделывать.