Пока полиция думала, карагандинским студентам-медикам пришлось стать “детективами” - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Пока полиция думала, карагандинским студентам-медикам пришлось стать “детективами”

Пока полиция думала, карагандинским студентам-медикам пришлось стать “детективами”

В корпункт “КАРАВАНА” обратились студенты шестого курса Карагандинского медицинского университета, которые вот уже больше месяца безуспешно ищут своего пропавшего однокурсника Александра ШАБАНОВА.

  • 6 Июня 2019
  • 6514
Фото - Caravan.kz

По словам будущих медиков, на это время им пришлось “переквалифицироваться” в детективов, поскольку сотрудники полиции то ли умышленно, то ли непреднамеренно сделали все возможное, чтобы поиски парня были затруднены.

Нам не дано предугадать

Студент шестого курса Карагандинского медицинского университета Александр Шабанов, по словам друзей, всегда отличался спокойным, уравновешенным характером. Хорошо учился, занимался изобретательством, никогда ни с кем не конфликтовал. Потому обстоя­тельства его таинственного исчезновения стали для всех знакомых полной загадкой.

Как рассказали однокурсники пропавшего, 3 мая Александр Шабанов должен был выступать с отчетной презентацией на конференции в травматологическом центре им. Макажанова. Начало конференции было назначено на 8.30, и почти всю ночь старательный студент готовился к мероприятию.

– На протяжении двух лет мы с Александром и еще одним нашим другом снимали квартиру вскладчину, – поведал однокурсник Шабанова Еркебулан САЛЫКОВ. – В тот день, 3 мая, я проснулся позже, поскольку мне не нужно было готовиться к конференции. Саши дома уже не было. Я решил, что он ушел пораньше, но, явившись на конференцию, обнаружил, что его там нет.

По словам Еркебулана, примерно в 8.33 он начал звонить другу, но его телефон был отключен. У себя в WhatsApp он обнаружил два сообщения от Александра. В 7.27 Шабанов попросил друга добавить последнего пациента в отчет и скинул презентацию.

– Мы беспокоились, ждали его до обеда в уверенности, что он появится, – продолжает студент. Все ему звонили, но телефон был отключен. Наш третий друг, с которым мы снимаем квартиру, пошел домой, чтобы проверить вещи Александра. Выяснилось, что все на месте.

Включив ноутбук, он обнаружил, что последние запросы в браузере были “как доехать до Каркаралинска”.

Причем этот вопрос, видимо, стал волновать Сашу внезапно в 7 утра. В 6.40 он еще искал перевод слов отчета на казахский язык, а через 20 минут заинтересовался Каркаралинском. И опять-таки в поисковых запросах фигурировали дом отдыха “Шахтер” и национальный природный парк.

Что могло так внезапно заинтересовать парня – большая загадка для его друзей. По их словам, сам он родом из Северо-Казахстанской области, и в Каркаралинске у него нет ни друзей, ни родственников. Девушка Александра, с которой ребята связались после его исчезновения, тоже не смогла ответить на этот вопрос.

– Получается, он внезапно принял спонтанное решение уехать в Каркаралинск, никого и ни о чем не предупредив, – недоумевают друзья.

Не полицейский же пропал

На следующий день после неожиданного исчезновения Александра его однокурсники пошли в полицию подавать заявление, но столкнулись с тем, что сделать это не так просто.

– Мы попытались подать заявление о пропаже человека в центральный отдел полиции, но нам сказали, что по территориальности нужно обращаться в Михайловский ОП, – вспоминает однокурсник Александра Шабанова Нурдаулет АБДУМУТАЛОВ. – А там и вовсе отказались принимать наше заявление, сказав, что это могут сделать только родственники исчезнувшего. Александр приехал учиться в Караганду из поселка в Северо-Казахстанской области, поэтому мы стали связываться с его родными по телефону. Нам удалось найти его родного брата Ивана. Узнав, что Александр пропал, он тут же начал собираться в дорогу. Приехав в Караганду, написал заявление в полицию.

Но, даже после того как Иван Шабанов подал заявление, никакой активности со стороны сотрудников Михайловского ОП не последовало.

– Единственное, что сделали полицейские, – это пришли к нам домой, посмотрели вещи Александра, забрали его зубную щетку, сняли отпечатки пальцев, осмотрели чердак, подвал – и все на этом, – дополняет рассказ друга Еркебулан. – Никого не опросили, ни с кем не поговорили. Иван пытался добиться от них хоть какой-то информации, постоянно ходил в отдел, звонил, но они ему ничего не говорили.

В таком виде Александр Шабанов ушел из дома
В таком виде Александр Шабанов ушел из дома

Как говорят однокурсники Александра, даже многочисленные их просьбы просмотреть записи с видеокамер автовокзала остались без ответа. Стражи порядка стали шевелиться лишь после “волшебного пендаля” от вышестоящего начальства, – говорят студенты-медики.

– 8 мая утром на конференции мы сообщили нашему руководителю о том, что полицейские не работают по поиску Саши. Тот позвонил своим знакомым – вышестоящему полицейскому руководству, и только после этого оперативники включились в поиски.

Оперативность не их конек!

– Приехали к нам на квартиру с утра два офицера, – вспоминает Еркебулан. – Один из них назвался первым заместителем руководителя Михайловского отдела полиции, и мы пошли смотреть записи с камер наблюдения. Оказывается, записи были, и это можно было сделать сразу по горячим следам!

Такое нехитрое действие, по словам будущих медиков, сразу же дало результат. Просмотрев записи со всех камер от дома до вокзала за 3 мая, ребята узнали на них Александра Шабанова.

– Он шел один, с пустым рюкзаком, в полосатой шапке. Быстрым шагом дошел до вокзала, подошел ко второй кассе, взял билет и сел на автобус, следовавший Караганда – Егиндыбулак, который как раз идет до Каркаралинска. В 8.30 автобус тронулся. Теперь мы точно знали, что из Караганды Саша отправился в сторону Каркаралинска!

Но дальнейшие действия стражей порядка ввели ребят в недоумение.

– Позже полицейские сказали нам, что связались с водителем автобуса, на котором уехал Саша, и он им якобы сообщил, что помнит такого парня, и то, что он вышел в Каркаралинске и еще спрашивал дорогу до “Шахтера”, – делится Еркебулан Салыков. – Мы поверили, но потом получили совсем другую информацию.

Мама нашего друга нашла этого водителя и выяснила, что полицейским он дал совсем другую информацию.

Он сказал, что не помнит пассажиров того рейса. Единственное, что он вспомнил, – это что сзади кто-то из пассажиров спросил: “Что, на “Шахтер” не едете?”. Он говорит, что, не оборачиваясь, ответил: “Не едем”. В общем, после этого стало понятно, что никаких результатов нет. Мы даже не знаем, вышел ли Саша в Каркаралинске. Для чего полицейские нас дезинформировали – непонятно.

– Когда 8 мая стражи порядка начали проявлять активность, у нас всех взяли свидетельские показания, посмотрели переписки в мессенджерах, – говорит Нурдаулет. – Почему это нельзя было сделать сразу? Мы потеряли много времени, хотя могли бы по горячим следам обнаружить его место нахождения.

А в те дни, когда полицейские бездействовали, мы самостоятельно с друзьями обходили все колодцы, пруды, мусорки вблизи от дома и травматологии, думали, вдруг его избили.

Подключили волонтеров. Два дня мы потратили на поиски там, где его не было, хотя могли сразу искать в Каркаралинске, если бы сразу просмотрели видеозаписи с камер наблюдения.

Друзья познаются в беде

Кстати, в Каркаралинске друзья пропавшего студента побывали, по их словам, дважды. В первый раз еще до того, как увидели записи с камер наблюдения.

– Мы поехали в Каркаралинск еще с тремя нашими друзьями на машине, – рассказывает Нурдаулет Абдумуталов. – Уже тогда волонтеры, друзья, знакомые вовсю вели поисковую деятельность. Мы обнаружили, что фотографии Саши были у местных таксистов, те знали, что приезжие ищут парня, но самого его не видели.

На автовокзале Каркаралинска друзья Александра также увидели камеры наблюдения, и это вселило надежду.

– Мы обратились в местную полицию с просьбой просмот­реть записи с них за 3 мая. Но нам было отказано по той причине, что якобы камера не записывает с 10 утра и до 7 вечера. Это было странно, но мы смолчали. Вместе с местными полицейскими прошлись по домам отдыха, но там никто его не видел. Рабы и рабыни наших дней: как не стать жертвой трудовой и сексуальной эксплуатации

Второй раз Нурдаулет побывал в Каркаралинске уже после того, как были просмотрены записи с карагандинских камер, и выяснилось, что Александр Шабанов сел в автобус.

– Мы поехали с Иваном Шабановым, братом Саши. Перед этим попросили сотрудников Михайловского ОП позвонить своим коллегам и сказать, чтобы те оказали нам содействие в поисках.

Но содействие, по словам Нурдаулета, оказалось каким-то странным, как будто стражам порядка Каркаралинска было что скрывать.

– Мы опрашивали местных жителей. И каждый второй, мельком глянув на фотографию, говорил: “Наверное, его на зимовку забрали, хвосты баранам крутить”. Мы и сами не раз читали в прессе и видели по каналам, как люди чудом спасаются из трудового рабства. Но местные полицейские уверяли нас, что рабства на зимовках не существует, что туда приходят работать только добровольно. Тогда мы попросили провезти нас по зимовкам. Они выполнили нашу просьбу, но провезли по ближайшим 12, где хозяева – старики. Но местные жители говорили, что в рабство забирают на дальние.

Разумеется, будущие медики понимают, что объехать все 340 зимовок в округе Каркаралинска невозможно. Но недоумевают, почему ни один лесничий, с которым они встречались, не знал о поиске Александра Шабанова.

– Хотя у них есть рации, они хорошо знают местность, – замечает Нурдаулет. – Но их даже никто не уведомлял о пропаже человека. Мы с Иваном сами оставили им ориентировки.

Смутил ребят и еще один момент.

– Полицейские в Каркаралинске нам сказали, что 3 мая у них было отключение света с 11 утра до 8 вечера, поэтому камеры видеонаблюдения не работали. А местные жители утверждали, что свет в этот день не отключали. И у нас возник вопрос: “Для чего полицейские ввели нас в заблуждение?”.

На прошлой неделе друзья пропавшего студента обратились с жалобой в прокуратуру и в департамент полиции Карагандинской области на бездействие сотрудников Михайловского ОП.

– Но активных действий полиции по поиску нашего сокурсника так и нет, – говорят они. – Единственная надежда сейчас, что эта история получит широкую огласку и откликнутся те, кто видел Сашу. Возможно, пассажиры автобуса, в котором он уехал из Караганды, возможно, еще кто-то. А может, если его действительно забрали в качестве “раба” на зимовку, похитители узнают, что его ищут, и отпустят во избежание неприятностей.

КАРАГАНДА