Директор Высшей школы педагогического мастерства Василий Шахгулари рассказал корреспонденту медиа-портала Caravan.kz, куда и как стоит поступать в этом году.
— Куда бы вы посоветовали поступать казахстанским абитуриентам?
— В вузы, которые считаются лидерами в том или ином направлении. Нужно изучать вопрос, читать обсуждения в социальных сетях, узнавать мнение тех, кто уже учится. Вопрос на самом деле звучит не «куда поступать?», а «какого спутника жизни выбирать?». Это означает, что специальность, которую ты осваиваешь, должна давать хотя бы первоначальный опыт и возможность прокормиться. Большинство абитуриентов по духу романтики, но к учёбе нужен другой подход, здесь необходимо заранее подумать о том, как ты будешь жить с этой специальностью. Есть такие, которые востребованы у народа, но кадров по ним готовят с излишком. Зачем сейчас идти на бухгалтера? Уже есть короткие образовательные программы, после которых можно спокойно работать в этом направлении. К тому же юристы, экономисты… Многие специальности исчезнут с рынка, как таковые, потому что в них не будет потребности. Самые надёжные специальности – те, на которые выделяется много бюджетных мест, то есть всё, что связано с преподаванием, медициной и т.п. Это обеспеченные направления. Если хорошо учиться, в них всегда можно найти работу по специальности. У остальных нет никаких гарантий.
— Где, кроме педагогических и медицинских образовательных программ, много грантов?
— Технические. Они сейчас востребованы. Иногда бывает, что даже не хватает абитуриентов. Есть специфические направления, куда мало кто подаёт документы.
— На ваш взгляд, требование отработки государственного гранта не оттолкнёт студентов?
— Когда человек поступает, он даже не обращает на это внимания. Он думает только о том, как поступить, а об отработке – потом. Это старое явление, советское, я не знаю, почему мы не можем уйти от него. Тогда всё было понятно, потому что все бесплатно получали образование, а сейчас какая может быть отработка? Я не сторонник таких вещей. Для чего люди учатся? Получается, только затем, чтобы отработать потом то, что государство оплатило. А что насчёт родителей, которые платят налоги? Для того чтобы ещё чьи-то дети тоже поступили на бюджет? Получается, у нас неравные возможности? Почему заботятся только о деньгах государства, но не о деньгах родителей?
— Почему учёба на медицинских и юридических факультетах такая дорогая?
— Подготовка специалистов в области медицины очень трудоёмкая. Например, мы отправляем в Турцию на обучение – там один год стоит минимум пятнадцать тысяч долларов. На наши деньги это выходит около шести миллионов. Там много затрат, плюс зарплата преподавателям… С юристами другая история. В советское время невозможно было поступить на эту специальность, поэтому все родители, которые тогда не могли, сейчас гонят туда своих детей. Пока поколение этих людей не успокоится, на юристов будут поступать. Хотя хороший юрист всегда востребован, конечно.
— Насколько конкурентоспособны казахстанские вузы по сравнению с зарубежными?
— Конкурентоспособные выпускники у нас есть, их с удовольствием берут на работу зарубежные фирмы. А сказать такое об университетах сложно: они постепенно стремятся к уровню средних зарубежных вузов, но пока ещё себя не показали. Конкурентоспособность легко оценивается – по проценту иностранных студентов, которые учатся в вузе. Для казахстанских таким показателем будет 2 процента. Средний показатель – 5 процентов, но это не для нас. Пока я не знаю вузов, которые бы этому уровню соответствовали.
— Насколько сложно для казахстанских абитуриентов поступить в заграничные вузы?
— Есть государственные программы, по которым можно пройти. В отличие от нас во многих европейских вузах ЕНТ не требуется. Там другой жёсткий отбор. Нужно правильно составить мотивационное письмо, потом смотрят на бэкграунд. Так отбирают на первом этапе, а на втором – собеседование. Их интересуют и достижения, и хобби, и навыки самопрезентации, как личности, и доход родителей – всё. Иностранные вузы тоже проводят комплексный экзамен, но выглядит он по-другому. Их вопросы больше направлены на логику, а не на угадывание ответов. Есть вопросы, которые непосредственно связаны с культурой или умением разбираться с практическими ситуациями. У нас такого нет, а в иностранных вузах предлагают решать жизненные проблемы, с которыми студенты могут столкнуться. Мы отличаемся от них даже набором вопросов.
— Каковы шансы поступить на стипендию?
— Если абитуриент прошёл, то попадает на почти полное обеспечение этого вуза. Это и обучение, и стипендия, и общежитие, много где включены питание и скидки на транспорт – вот такой социальный пакет. Всё остальное зависит от самого студента, как он будет заниматься и выполнять требования вуза. Место всегда можно потерять… Наши дети после школы часто оказываются несамостоятельными.
— В какие страны лучше поступать по разным направлениям?
— На специальности по освоению космоса стоит идти во французские вузы, ещё у них хорошая экономика. Бизнесу лучше учиться в США, медицине – в Турции, у неё это приоритетное направление. За IT нужно ехать в Японию и Южную Корею, за машиностроением – в Германию.