Десятого апреля министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов сообщил, что в связи со сложившейся ситуацией в этом году ведомство приняло решение отменить сдачу выпускных экзаменов в школах. Но ЕНТ пока переносить не планируется.
Он отметил, что выпускные экзамены — это итоговая аттестация школьников выпускных классов — 9-го и 11-го. А Единое национальное тестирование в последние два года является вступительным экзаменом в вуз. По мнению министра, дистанционное обучение в 4-й четверти сильно не повлияет на то, как выпускник подготовится к ЕНТ. Однако это заявление вызывает ряд вопросов.
Напомним, что в связи с чрезвычайным положением и карантинным режимом казахстанские школьники и студенты переведены на дистанционное обучение.
Ранее министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов заявил об отказе от онлайн-занятий для казахстанских школьников через платформу Zoom. По его словам, первый пробный онлайн-урок выявил ряд проблем.
Некачественную работу этой системы обучения отметил даже Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. На заседании государственной комиссии по чрезвычайному положению он высказался о провале онлайн-обучения и переходе на дистанционное. Токаев отметил, что с началом дистанционного обучения в школах и университетах интернет-система не выдержала испытания на прочность.
В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz выяснил, в чем главные проблемы дистанционного обучения в нашей стране, что с этим делать и насколько негативно это может сказаться на качестве знаний юных казахстанцев.
Проблемы в школьном обучении
Среди всех мнений, бушующих в Интернете, чаще всего отмечается, что тяжелее всего ситуация обстоит с учащимися начальной школы, так как с обучением юных казахстанцев система справляется очень туго.
Из-за отказа от онлайн-уроков для школьников через систему Zoom с 6 апреля для всех учащихся школ начали транслировать телеуроки. Сейчас они проходят по отечественному телеканалу «Ел Арна», но и тут произошел казус. В первый день учебы сайты телеканала El Arna, где транслируются видеоуроки, и Kundelik, куда загружаются домашние задания, были недоступны. Это объяснили очередным массовым наплывом пользователей, из-за чего система не выдержала нагрузки.
Чтобы узнать, каково сейчас приходится совсем юным школьникам на нелегком поприще дистанционного образования, мы провели небольшой опрос среди родителей учащихся, где они рассказали, что именно их не устраивает в этой системе.
Первым делом критика коснулась тех самых телеуроков, которые «показали свой потенциал» уже в первый день работы.
— Мне не нравятся уроки по телеканалу «Ел Арна», которые проходят с утра. К примеру, если идет математика, там говорят: «Посмотрите и решите пример». Когда ребенок учится во втором классе, устно это решить очень сложно, тем более за такое короткое время. Или русский язык: «Вот три предложения, посмотрите, какие это предложения по виду». Там изображение меняется раньше, чем я сама успеваю только прочитать эти предложения, а в конце радостно говорится, что вы ответили правильно. Вот это вообще непонятно, — рассказала мама первоклассницы Динара Каримова.
Родители отмечали «недоработку» и по другим предметам. Например, по казахскому языку.
— Многим особенно сложно по казахскому. В этом маршрутном листе, который нам высылают, все задания описаны только на казахском языке. Как делать задания тем, кто не владеет казахским?! Сейчас уже наша учительница начала в скобках писать задания на русском, а до этого ребенок ничего не понимал и не знал, что ему делать, — поделилась Светлана Лебедева, сын которой учится во втором классе.
Также обе матери отметили, что на дистанционном обучении отменили занятия в субботу, но распределили их на каждый из дней недели, в связи с чем увеличилась нагрузка на школьников.
Переработка, нерабочие платформы и вред для здоровья студентов
Интересно, что в современных условиях «тяжелые времена» приходится переживать не только учащимся казахстанских школ, но и студентам, так как их каждодневные занятия проходят на тех самых онлайн-платформах.
Учащиеся казахстанских вузов также поделились своими мыслями и переживаниями о том, что их не устраивает в дистанционном образовании.
— В первую очередь наша система «Универ» не предусматривает того, чтобы студенты туда загружали задания. Все постоянно вылетает, и невозможно что-либо загрузить. Кроме того, их надо оформлять в определенном формате, хотя этого изначально не требовалось. И твоя работа в итоге может либо загрузиться через несколько часов, либо вообще ничего не получится.
Также есть сеть Moodle, но для каждого вуза она оформляется по-своему. Там такая же ситуация. Не раз сталкивалась с тем, что сайт у меня вылетал постоянно, в то время как я пыталась загрузить выполненные задания. Все работает очень плохо и не ориентировано на то, что много студентов загружает задания. Особенно в то время, когда у всех дедлайн. И многие люди просто все «проваливают» из-за неработоспособности сайтов, — рассказала студентка третьего курса Алима Нуралиева.
Кроме того, наши респонденты также рассказали нам и про работу той самой заветной системы Zoom, от которой было решено отказаться в случае с обучением школьников.
— О приложении Zoom – это вообще отдельный разговор. Там все постоянно вылетают, кого-то не слышно, видеосвязь подводит. И все зависит от хорошего Интернета у преподавателя, так как он создатель конференции. И с этим также возникают проблемы периодически. Из-за этого мы сидим не 50 минут на лекции, а по 2-3 часа, потому что ждем преподавателя.
Но самая адская неделя была, когда и школьники, и студенты подключались к этой системе. Там могло вообще не заходить часами, и абсолютно все не работало. Из-за этого преподавателям приходится дополнительно проводить лекции, и получалась огромная переработка. Помимо СРС и СРСП, предусмотренных программой, надо еще выполнять и дополнительные задания, о которых уже говорилось. Этого никогда не было, а тут появилось, и с этим очень сложно, — рассказал студент второго курса Данияр Габдуллин.
Как оказалось, дистанционное образование в Казахстане буквально наносит вред нашим студентам. Длительные переработки и огромное количество заданий сказываются на здоровье некоторых учащихся.
— Мало того что из-за дистанционного обучения заданий стало очень много, еще и зрение сильно садится, потому что мы сидим на парах по 4-6 часов, а потом делаем все задания столько же времени. У многих одногруппников довольно заметно ухудшилось зрение и сбился режим дня, из-за чего очень тяжело просыпаться по утрам на пары, — продолжил Данияр.
Стоит отметить, что трудно в сложившейся ситуации приходится не только учащимся, но и преподавателям. По словам студентов, они обязаны загрузить задания и проверить на онлайн-платформах все необходимые задания для огромного количества учащихся, провести видеоконференции. Кроме того, как рассказывают спикеры, они неоднократно сталкивались с тем, что оценки в этой системе просто не сохранялись вследствие нагрузки на Интернет, из-за чего появлялась масса дополнительных проблем.
Мнение эксперта
Несмотря на все перечисленные недостатки и недоработки системы дистанционного обучения в Казахстане, чтобы не быть голословными, наш корреспондент поговорил с экспертом ЮНЕСКО, директором международного образовательного центра “Molodium” Василием ШАХГУЛАРИ, который доступно и подробно рассказал, в чем главные проблемы этой системы обучения и как можно было всего этого избежать.
— Честно говоря, сложившаяся ситуация выявила наши "болячки", что касается и образования в том числе. И предыдущие обещания представителей министерства, на которые было потрачено около 35 миллиардов тенге, по части обеспечения дистанционного образования оказались недееспособны.
По словам эксперта, ситуация, которую мы видим сейчас, позволяет выявить проблему со стороны подходов и понимания данной ситуации.
— Во-первых, мы не смогли подготовиться к этой форме работы. Во-вторых, мы затянули этот вопрос, и, в-третьих, мы пытались наверстать его. И когда пришла пора последнего этапа — в течение одной недели ввести систему дистанционного образования, наше министерство столкнулось с очень большими проблемами. Нет согласованности и слаженной работы между сотрудниками и ведомствами в плане обеспечения качественного дистанционного образования. В сводах закона даже нет определенных памяток для родителей, как они должны работать со своими детьми в условиях карантина. Основная ноша дистанционного образования перекладывается на плечи родителей. Мы замечаем, что одни родители очень серьезно относятся к этому вопросу, а другие по разным причинам либо не имеют таких возможностей, либо просто не заинтересованы в качественном образовании своих детей.
У нас нет соответствущих норм в законодательстве, как должны работать учебные заведения в экстренных ситуациях. Получается, как таковой, поддержки школ в условиях карантина у нас просто нет.
— Как бы вы могли оценить уроки по телевидению наряду с теми альтернативами в плане образования, что предлагаются сейчас?
— Я по примеру своего внука скажу, что учителя в основном работают по мессенджерам. Возможно, телевидение работает в этом плане, но вопрос в другом: кто будет контролировать то, что ребенок будет слушать "уроки по телевизору" и кому впоследствии их сдавать? Как это будет происходить без участия учителя? Какая эффективность от этого будет — сами догадывайтесь
— Многие отечественные спикеры отмечают, что по окончании ЧП, вызванного пандемией, мы можем столкнуться с кризисом знаний. Что вы думаете на этот счет?
— Это очень сложный вопрос. Говоря о том, что усваивать учебный материал будут только самые мотивированные дети, нужно понимать, что итоговое число будет составлять 10-15 процентов. Понимаете, душа человека должна развиваться вместе с телом. И надавливая исключительно на мозги, мы не сможем развивать в детях другие немаловажные аспекты.
В заключение беседы мы попросили эксперта дать оценку работе государства по решению насущного вопроса.
— С моей точки зрения, я бы отложил эту систему до конца текущего месяца, а в мае уже бы посмотрел: можем ли мы вернуться к традиционной системе обучения или нет. С другой стороны, этот месяц дал бы нам возможность узнать, готовы ли наши учителя к дистанционной системе образования. За это время казахстанские преподаватели могли бы пройти необходимые курсы.
Сам карантин дал нам возможность узнать, готовы ли к онлайн-системе обучения учителя и сами родители учеников. Но мы сначала что-то изобретаем, а потом начинаем оглядываться назад.
Проблемы накапливаются. Да, понимание проблем есть, но нет инструментов, которые должны их решать. Если министр не пойдет преподавать, он не поймет этого. Осознание должно быть изнутри.