Пойманные с поличным… отпущены на свободу - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Пойманные с поличным… отпущены на свободу

Пойманные с поличным… отпущены на свободу

За 12 дней работы в сентябре 2005 новые фоторадары зафиксировали на улицах Алматы 36 тысяч нарушений. Был ли наказан хоть один из нарушителей? Ни одного!

  • 6 Июня 2006
  • 1316
Фото - Caravan.kz

Между тем, спустя почти 10 месяцев, оборудование, которое обошлось казне в 39 миллионов тенге, так и не начало решать проблемы аварий в городе.
Может быть потому, что были установлены всего лишь на трех основных улицах? А ведь зачастую неурядицы возникают как раз на периферийных улицах, там, где нет светофоров и регулировщиков, не говоря уже о видео- и фотонаблюдении…
Даже обслуживая три главные автомагистрали города, фоторадары могли принести казне за полгода миллионы тенге прибыли. Однако не принесли. Почему?
Дорожные полицейские нашли кучу отговорок. Мол, вначале сертифицировали радары, поскольку подобных приборов у нас еще сроду не было, затем лицензировали. (Или наоборот?).
Вторая причина, по их мнению, — отсутствие прописанных поводов в законодательной базе, чтобы взимать штрафы с нарушителей. Когда эти поправки в законы внесут, никто не знает, а радары-то уже запустили, на их обслуживание выделены люди, которым «капает» зарплата. Когда же чудо-техника начнет наконец окупать себя?
Сами полицейские приводили в качестве наглядного примера страны Европы, где штрафы — серьезная статья доходов местных бюджетов. А радары как раз потенциальных штрафников и «хлопают». Но пока получается, что «хлопают ушами» наши дорожные полицейские.
А фоторадары не успев начать работу, уже стали портиться. Например, они часто выходят из строя в дни, когда происходит профилактика на главной телевышке города — Коктюбе. Или когда кто-то из особо ретивых водителей решит… пострелять в них.
Выведенное из строя оборудование уже успели заменить, а прибыли все нет.
Сотни тысяч нарушителей, которых беспристрастно запечатлела фотокамера, так и не привлекались к ответственности. Даже не получили предупреждения от полицейских.
Я не беру во внимание те несколько почтовых уведомлений, которые мне показали в день нашего визита в дорожную полицию, куда мы направились, чтобы своими глазами посмотреть, как работают камеры фотовидеонаблюдения.
Сотни тысяч фотоизображений с указанием номера машины, превышенной скорости, с точным адресом хозяина машины и его данными — просто отправились в корзину для мусора…
Между тем, пока мы разговаривали с главным специалистом управления дорожной полиции Алматы Анатолием Стрелковым, на наших глазах, как минимум трое водителей, превысили допустимую скорость до 120-130 километров час.
Одна из них женщина. Нарушителями стали обладатели весьма престижных марок автомобилей с «крутыми» номерами. Но камере все равно, кто сидит за рулем: сын крупного начальника или рядовой водитель такси. Все увиденное она «запоминает» и аккуратно «складывает» в память компьютера.
Другое дело, что этой умной машиной управляют люди, которым всегда кто-то может позвонить, приказать, пригрозить увольнением. И сотни тысяч доказательств чьей-то безнаказанности так и останутся лежать в недрах компьютера. Тем более, что у полицейских есть еще несколько железных причин, чтобы повременить с наказанием расшалившихся не в меру водителей. Например, доверенности.
Мало ли скольким людям хозяин машины выдал доверенности и сколько раз машина по ней перепродана? Куда нам до той же Европы, где существует презумпция ответственности владельца автотранспорта, и полицейские по почте присылают им уведомления или повестку в суд.
Впрочем, у нас игру в кошки-мышки можно прекратить, наказав пару-тройку раз законных хозяев. Глядишь, в другой раз, и не поленятся оформить толком акт купли-продажи, безо всяких доверенностей. Кому же захочется лишних проблем?
Но тут, по словам полицейских, их поджидает третья проблема: хозяева автомобилей регистрируются в органах дорожной полиции по одному адресу, а живут совершенно по другому. Поэтому найти виновников дорожных нарушений порой бывает сложно. То есть получается, если нарушитель тщательно законспирировался, то и наказывать его не нужно? Интересно у нас все складывается…
Кстати, практика игр в прятки с законом стала приживаться в административных судах.
Не отвечать перед законом взяли в моду не только гастарбайтеры из других республик СНГ. К примеру, в практике Алматинского специализированного межрайонного административного суда, такими «привилегиями» пользуются водители из Узбекистана и Кыргызстана. А неявка на суд иногородних граждан — норма. Чаще всего такие дела рассматриваются судом заочно, за отсутствием правонарушителей.
Кроме того, сами законодатели допустили нелепую поправку в административный кодекс, по которой через два месяца после правонарушения, водитель может быть освобожден от ответственности отвечать перед законом за содеянное.
Многие нарушители, кстати, этим активно пользуются. Судьи даже проявляли законодательную инициативу, писали письма в вышестоящие судебные инстанции с просьбой продлить срок привлечения к административной ответственности нарушителей, хотя бы до шести месяцев. Но, увы и ах… депутаты, принимавшие поправки тоже люди, и наверняка, водят машину…
Впрочем, дорожные полицейские тоже иногда сидят за рулем. И, возможно, поэтому на одной из крупных городских автомагистралей, где установлено три фоторадара, предельно допустимый скоростной режим даже увеличили — до 80 километров. Соответственно, камера начинает «хлопать» нарушителей с 90-километровой отметки. Правда, недоумевают пешеходы: зачем тогда нужны пешеходные дорожки, ведь редкий водитель затормозит, набрав такую бешеную скорость?
Получается, что пешеходов и водителей вновь развели по разные стороны …дороги.
В ближайшее время в Алматы планируется установить еще 8 комплектов камер, но уже на наиболее оживленных перекрестках. Ведь не секрет, что львиная доля нарушений происходит оттого, что кто-то проехал на мигающий зеленый свет, или решил объехать ряд, выехав на встречную полосу. А сколько вопросов возникает у водителей, когда они не находят вдруг «левых поворотов» или бьются на хваленых акиматом развязках?
Информацию о предполагаемой установке приборов я услышала в кабинете дорожной полиции, когда кто-то из полицейских говорил об этом по телефону с кем-то из вышестоящих начальников.
Но только в ответ на то, что эти меры принимаются в рамках программы «Безопасный город», на том конце провода кто-то стал шибко недоволен. Видимо понимая, что проблем в Алматы отнюдь не убавится…