Поэзия всегда находила почитателя, а поэты получали заслуженную любовь, так как дарили человечеству прекрасные стихи, лучшие из которых сегодня составляют сокровищницу мировой культуры.
С незапамятных времен человек создает эпические произведения, повествующие о «делах минувших дней» в стихотворной манере. Народный фольклор тоже состоит из рифмованных строк — так люди реагировали на все события, происходящие вокруг.
До последнего времени поэзия занимала значимое место в литературной среде. Сегодня же многих писателей и поэтов не покидает стойкое ощущение ненужности поэзии для рядового читателя. Поэзию, которой в течение нескольких столетий восхищались, превозносили и почитали, отодвинули на второй, а то и третий план. А поэты вынуждены искать себе место, объединяться в немногочисленные сообщества, «тусоваться» в интернете, к примеру, на сайте www.stihi.ru, невольно задаваясь вопросом: «Нужна ли сегодня поэзия как таковая?».
Этим же вопросом, наверное, задались участники 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО, состоявшейся в 1999 году, проголосовавшие за решение отмечать Всемирный день поэзии 21 марта.
Впервые он прошел в Париже. Как отмечено в решении, поэзия может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека. Но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание.
Один из моих учителей, Павел Мельников как-то признался: «Только поэт может позволить себе быть искренним». Действительно, только в стихах поэт может позволить себе открыться настолько, чтобы оголить свой внутренний мир и не стыдиться такой «наготы».
Так открылись миру величайшие поэты Байрон и Гёте, Пушкин и Лермонтов, Блок и Пастернак, Маяковский и Есенин, Цветаева и Ахматова, Твардовский и Симонов, Окуджава и Ахмадуллина. Их имена стали хрестоматийными и известны каждому образованному человеку. Сколько талантливых поэтов неведомы рядовому гражданину, не скажет никто. Потому что и настоящая литература как таковая стала ему не интересна. Нынешний читатель предпочитает детективы и приключенческую литературу, книги-однодневки. И в книжных магазинах Тараза нынче стало невозможным приобрести сборники стихов поэтов Серебряного века и шестидесятников. Продавцы духовной пищи работают на широкого потребителя. Впрочем, недавно я увидели на книжных полках сборник стихов, где были собраны неприличные поэтические произведения Пушкина и его современников.
По-видимому, издатели решили таким образом приучить читателя к высокому слогу. Сомневаюсь, что, ознакомившись с подобными образцами творчества великого русского поэта, тот же подросток с интересом примется за чтение «Евгения Онегина» или «Руслана и Людмилы».
То, что массовый интерес к поэзии необходимо повышать, понимают все. В Москве, к примеру, в электричках метро размещены постеры со стихами поэтов-классиков. Таким образом в гражданах пробуждают любовь к поэзии. В Киеве не первый год проходят поэтические фестивали, на который приезжают стихотворцы со всего мира.
В Казахстане проводятся ежегодные литературные конкурсы, по итогам которых награждаются лучшие, по мнению жюри, авторы. Вот только потом имена этих поэтов не появляются нигде. А ведь можно издать хотя бы один сборник стихотворений, и большим тиражом, чтобы с творчеством победителя мог ознакомиться широкий круг читателей.
Помнится двадцать лет назад на полках книжных магазинов наряду со сборниками стихов поэтов-классиков лежали книги молодых поэтов, и люди охотно их приобретали.
В те времена на выступление поэтов шли охотно, порой в зале места свободного не было. Огромные аудитории собирали Евтушенко, Рождественский и Вознесенский, потому что в их стихах можно было найти многое. В стихи вкладывалось то, о чем нельзя было сказать прямо… Люди среднего поколения еще застали время, когда поэты выезжали в провинцию, чтобы и там популяризировать свое творчество. И школьники потом с упоением читали наизусть стихи Окуджавы и Ахмадуллиной.
В конце 80-х годов в Таразе поэзия процветала. Стоит отметить, что массовый читатель высокого ценил современную поэзию, категорически отметая стихотворения конъюнктурного толка. Подобные вирши так и остались однодневками, их уже никто не вспомнит. А услышав, пройдет мимо, не заинтересовавшись.
Литературный клуб, созданный при редакции областной газеты «Знамя труда», в те годы собрал порядка 15 членов, талантливых поэтов, о которых сегодня мало кто помнит. Нынче все попытки объединить городских поэтов разбиваются о безнадежность. Да, конечно, многим из них хочется поделиться с собратьями своим творчеством, но куда интереснее читать стихи публике. А такая возможность выпадает поэтам лишь раз в год. Хорошо, если вечер поэзии в городе организовывается на центральной площади летом, когда народ гуляет допоздна. В прошлом году такое мероприятие проводили в декабре, вечером, при 15-градусном морозе… С наступлением темноты замерзли все, и выступающие, и слушатели. Вечер поэзии был скомкан, настроение у поэтов испортилось. И если в нынешнем году у городских властей возникнет идея организовать поэтический вечер, не думаю, что все поэты охотно примут в нем участие. Ведь они уже неоднократно упирались в стену равнодушия со стороны тех, кому по долгу службы положено развивать культуру в городе.
Пока же городских поэтов поддерживают городские газеты, редакторы которых понимают значимость поэзии для человека. Регулярно публикуются стихи на страницах газеты «Знамя труда», в которой трудится известная в области поэтесса Лариса Чепкасова. Периодически выходит «Литературная полоса» в газете «Жамбыл-Тараз». Будет ли опубликован в нынешнем году литературный альманах «Оазис» — вопрос. Этим просто некому заниматься. Проблема упирается в финансы, а спонсоры деньги на подобные цели выделяют очень неохотно, считая, «что стихи никому не нужны». Филантропов среди жамбылских бизнесменов нет и никогда, по-видимому, не будет. Кстати, последний альманах был издан при поддержке акима Жамбылской области Борибая Жексембина.
Кому нужна сегодня поэзия? На этот вопрос ответил таразский поэт, писатель и по совместительству журналист Виталий Левченко:
— На мой взгляд, поэзия сегодня не актуальна. Причин этому множество, одна из главных — обнищание народа в культурном отношении. Если раньше еще существовала так называемая интеллигенция, то сегодня ее практически не осталось. Поэзия — частность, в глубоком кризисе находится искусство в целом. Диапазон жизненных приоритетов резко сузился, и говорить о возможности искусства быть коммерчески жизнеспособным не приходится. На полках магазинов и на книжных развалах почти нет настоящей художественной литературы, в том числе — особенно — стихов. Основной ассортимент — утилитарно-прикладной: пособия, справочники, учебники, причем и они далеко не всегда хорошего качества. Это говорит о том, что в действительности сегодня востребовано.
Подобное отношение к поэтическому творчеству сыграл злую шутку с самими конструкторами Слова и Рифмы. Большая их часть сегодня стихи пишет «в стол», направив свои способности в другие сферы. Кто-то трудится на предприятиях, в основном сторожами и уборщиками. Кто-то ушел в журналистику или вообще уехал из города. Впрочем, при каждой встрече, когда удается сделать передышку в жестком рабочем графике, стараются познакомить «коллег по цеху» с новинками своего творчества.
Вот и получается, что «поэзии бумага не нужна», как сказал один из современных поэтов, для нее необходим талант и желание создавать поэтические образы, вопреки всему.
Так получилось, что нынешним поэтам довелось жить в мире, где больше всего ценится потребительская культура. Духовные же потребности остались за кадром массового мировоззрения. Молодежь балдеет от поп-культуры и читает комиксы.
А я лично боюсь прихода времени, когда «Доктор Живаго» и «Евгений Онегин» будут издаваться в комиксах, чтобы подрастающее поколение могло ознакомиться с этими поэмами. Страшно, когда культура подстраивается под потребности серой и непросвещенной массы, а не наоборот…
Рисунок с сайта http://www.hram-evenkya.ru