По экспертным оценкам сегодня около 80 процентов территории Казахстана считаются потенциально подтопляемыми в связи с подъемом уровня грунтовых вод в верхние слои грунта и даже выходом на поверхность.
В той или иной степени подтоплению подверглись триста городов, сел и аулов республики. Среди них такие города как Капчагай, Кокшетау, Атбасар, Щучинск, в пока наименьшей степени — Астана.
Причин подобному явлению две. Во-первых, естественные природные и геологические факторы, а во-вторых — не всегда продуманная человеческая деятельность.
При неглубоком залегании грунтовых вод подтопление обычно происходит на застроенных территориях. Подземный поток на своем пути встречает препятствие в виде фундаментных частей зданий, и постепенно уровень грунтовых вод поднимается. Совершенно очевидно, что процесс подтопления значительно ускоряется при интенсивности застройки.
Главная опасность при этом — неблагоприятное воздействие на фундаменты зданий и окружающие их грунты, что со временем может вызывать деформацию зданий вплоть до аварийной.
Не так давно в Таразе обрушился многоэтажный дом. Среди других причин приведших к этому специалисты называют и многолетнее отрицательное действие подтопления фундаментной части дома.
В постсоветские времена оценка экономического ущерба от такого явления, как подтопление еще не проводилось. Однако пятнадцать лет назад семинар на тему «Опыт устранения подтопления в городах и населенных пунктах Казахстана» дал возможность представить масштабы наносимого урона. Тогда ущерб от подтопления в городах и населенных пунктах республики ежегодно составлял более пятисот миллионов рублей.
Среди других городов Казахстана наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Кокшетау — там на большей части города уровень грунтовых вод находится на очень высокой отметке (около метра) и охватывает северную, центральную и восточную части города.
В городах процесс подтопления усугубляется нарушением беспрепятственного поверхностного стока вследствие засоренности арыков и кюветов, многочисленные утечки из водопроводов и канализаций в результате аварий и изношенности коммуникаций. Кроме того, подтопление территории любого города Казахстана неблагоприятно воздействует и на общее санитарно-гигиеническое состояние. Достаточно вспомнить про нашествия комаров.
Специалисты сетуют, что, несмотря на неблагоприятные прогнозы, существенных мер по борьбе с подтопление не принимается. В частности в республиканской «Концепции экологической безопасности на 2004-2005г.г.» о подобной проблеме даже не упоминается.
Активность и неглубокое залегание грунтовых вод может стать и причиной экологических бедствий. Казахстанские ученые предупреждают, что огромное количество радиоактивных, токсичных и промышленных отходов в Мангистауской области Казахстана может с помощью грунтовых вод просочиться в Каспийское море. Еще в 60-х годах здесь Советский Союз развивал урановое производство.
Сорок лет назад в местечке Кошкар-Ата, севернее Актау, был построен специальный полигон.
Еще во времена Советского союза на полигоне было захоронено более 50 миллионов тонн радиоактивных отходов. Ученые заявляют, что если сегодня не принять мер по изоляции урана от внешней среды и его элементов — радия, тория, радона — образующихся в результате его разложения, то в скором будущем Каспийскому морю и жителям региона угрожает экологическая катастрофа.
Хотелось бы, чтобы решить проблему помогла шестая европейская рамочная конвенция, которую подписали Казахстан, Россия, Азербайджан, Англия, Франция, Италия и Норвегия. Конвенция предполагает постоянный мониторинг за отходами попадающим в море и принятие превентивных мер, чтобы этого не допустить.
Могут грунтовые воды сыграть негативную роль и в Северном Казахстане. Уже не первый год в центре внимания экологов всего мира и печально известное ртутное озеро в Павлодаре. За восемнадцать лет работы Павлодарского химического завода на далеком от совершенства оборудовании в одном из цехов в грунт, по оценкам международных экспертов, ушло не менее восьмисот тонн ртути и более ста тонн скопилось в конструкциях и полах завода.
В 1999 в связи с угрозой испарения ртути и заражения окрестностей опасный цех демонтировали и захоронили. Начались было работы и по ликвидации грунтовых накоплений ртути, однако из-за хрестоматийного отсутствия денег работы были приостановлены на неопределенное время.
Предполагалось локализовать очаг ртутного загрязнения специальной подземной стеной, чтобы не допустить попадания зараженных ртутных вод в Иртыш. Из предполагаемых 760 метров стены построено всего немногим более ста. По оценкам украинских ученых проводивших исследования в зоне загрязнения на проведение всех работ потребуется порядка 11 миллионов долларов.
А пока с каждым приходом весны проблема напоминает о себе вновь. Прежде всего, опасностью для здоровья людей из-за угрозы заражения ртутью Иртыша. Сегодня исследования показывают, что продвижение ртутьсодержащих грунтовых вод в сторону реки составляет в среднем пятьдесят метров в год. Очевидно, что возможность попадания ртути в Иртыш не может не вызывать тревоги и у россиян — река протекает и по их территории. Однако, ссылаясь на отсутствие средств, и казахстанская и российская стороны ограничиваются лишь прогнозированием степени опасности и исследованиями воздуха, почвы, грунтовых и речных вод. Хотя в мире существуют и успешно применяются высокотехнологичные решения подобных проблем.
Предположения, почему грунтовые воды поднимаются все выше и даже выходят на поверхность высказываются разные. Одни считают, что всему виной разрушение ирригационной системы. Кроме того, сегодня многие из скважин пробуренные десятилетия назад для питья и поливов и позволяющие расходовать «излишки» грунтовых вод заброшены. Свободные полости при этом только способствуют проникновению воды в верхние слои почвы.
Есть и другая версия. Современный подъем грунтовых вод естественный природный цикл и со временем все придет в норму.
Однако сколько будет длиться подобный цикл сказать невозможно. Вполне вероятно, что пройдет даже не одно столетие. Поэтому принимать меры необходимо уже ныне живущим…