На этой неделе защитник редких и вымирающих видов животных был посмертно удостоен государственной награды – ордена “Барыс” III степени – за храбрость и самоотверженность, проявленные при выполнении служебного долга.
Смертельная схватка
Напомним, инспектора “Охотзоопрома” Петр НИЦЫК и Ерлан Нургалиев, объезжая район неподалеку от озера Тенгиз в Карагандинской области, обнаружили свежие следы шин внедорожников.
Следуя по ним, они нашли пять туш сайгаков со спиленными рогами.
Сомнений не было: здесь орудовали браконьеры. Защитники дикой природы, не задумываясь, бросились в погоню.
Позже в Интернете появится видео, в котором Петр Ницык подробно восстановит хронику событий того дня. Погоня длилась несколько часов.
Два джипа “Toyota Land Cruiser” белого и серебристого цветов неслись по степи. Сидевшие в них угрожали оружием.
Пришлось сделать несколько предупредительных выстрелов в воздух. Затем по колесам. Но остановились браконьеры лишь после того, как инспекторская машина направилась наперерез одному из джипов. Браконьеры обстреляли машину инспекторов в Карагандинской области
“Выскочили парни: с правой стороны – с “пятизарядкой”, с левой стороны – мужчина с “вертикалкой”. И водитель, но он прятался за водительскую дверь”, – рассказал Петр Ницык.
По словам выжившего инспектора, уладить дело миром не удалось, браконьеры оказали сопротивление.
“Меня несколько раз ударили по затылку, затем прикладом в лицо. Я немного поплыл. Обернулся на Ерлана, а он лежит лицом в снег. Я к нему – а у него кровь хлещет, у меня тоже. Я себе перевязал голову и Ерлану тоже, оттянул его к своей машине и стал выходить по рации к старшему группы. Но он так летел, что застрял в снегу. Потом к нам уже подъехали остальные ребята”.
Тем временем браконьеры забрали у инспекторов GPS и ключи зажигания от машины, сели в свои джипы и уехали.
Истекающие кровью защитники провели на морозе несколько часов. Ждали помощи. Второму экипажу инспекторов не сразу удалось найти пострадавших товарищей в наступившей темноте.
В первую городскую больницу Астаны Ерлана Нургалиева доставили с тяжелой черепно-мозговой травмой, а 15 января он скончался…
В конце января полицейским удалось задержать троих подозреваемых в убийстве инспектора Ерлана Нургалиева. По сообщению пресс-службы МВД РК, все они – уроженцы Кызылординской области. Информации об “экипаже” второго браконьерского джипа пока нет. Расследование находится на личном контроле генерального прокурора РК Кайрата КОЖАМЖАРОВА.
Светлая память
Между тем друзья и коллеги Ерлана уверены: его подвиг заслуживает не только государственной награды.
– Ерлан любил не только животных, но и свою землю, людей, – рассказывает друг погибшего, заместитель генерального директора РГКП “ПО “Охотзоопром” Жаннат ТАНСЫКБАЕВ. – По большому счету, он охранял не просто диких животных, а народное достояние. Ерлан защищал государственную собственность, когда вступил в неравную схватку с этими браконьерами. Поэтому его героический поступок неоценим. Очень хотелось бы, чтобы для будущих поколений в Астане одну из улиц назвали его именем. Воздвигли бы памятник хотя бы около школы, где он учился и работал. Чтобы мы могли показать нашим потомкам, какие герои жили среди нас. Те, кто в мирное время поставил на кон свою жизнь.
Это мнение разделяют и земляки погибшего инспектора. На его похороны собралось более тысячи человек.
В родном поселке Ерлана Нургалиева Баршино в день похорон негде было припарковать машину. Люди приехали из столицы, со всего Казахстана.
– Мы дружили с Ерланом около 30 лет, и он всегда отличался самоотверженностью, смелостью, – вспоминает Жаннат Марленович. – В 90-е годы весной селевым потоком во время весеннего половодья снесло мост около их поселка. Людей перевозили на танкетках с одного берега на другой. И когда переправляли очередную партию, их накрыло волной.
Все очутились за бортом. Ерлан оказался на том месте и без колебаний кинулся в ледяную воду. Тогда спас двух человек.
В “Охотзоопроме” работал с 2012 года, после того как вышел на пенсию. До этого 20 лет был участковым инспектором по Нуринскому району. И проявил себя как бесстрашный, ответственный и очень принципиальный человек.
Он участвовал в пяти или шести случаях задержания браконьеров. А когда работал в полиции, был отмечен несколькими медалями.
Конечно же, назвали в честь деда
А в памяти родных и близких этот сильный, мужественный человек навсегда останется олицетворением любви, заботы, доброты.
– Он вырос в интеллигентной семье, его родители преподавали в школе, – продолжает рассказ о друге Жаннат Тансыкбаев. – Они заложили в нем твердый моральный стержень, привили любовь к окружающему миру. Ерлан был счастливым человеком. Он был счастлив в семье, любил свою работу, жил в гармонии с людьми. Мой друг был хозяйственным, трудягой. Держал большое подворье, увлекался резьбой по дереву.
Своими руками делал рамки для фотографий, какие-то другие поделки и раздаривал их друзьям. Конечно, миллионов не имел, но жил в достатке. И к тому же для счастья ему не нужны были миллионы.
Всё последнее время перед своей трагической гибелью, по словам друзей, Ерлан Нургалиев был занят подготовкой к рождению третьего внука.
– У Ерлана был единственный сын, и сноха как раз должна была родить в январе третьего ребенка. И как же он ждал рождения внука! И всем говорил, что это событие станет подарком на его день рождения.
Слова Ерлана Балгабековича оказались пророческими – 30 января, ровно в день рождения героического деда, появился на свет мальчуган, которого, конечно же, назвали Ерланом.
В честь деда. Родители малыша уверены: долгожданный внук Ерлана Нургалиева возьмет его лучшие черты и станет достойным имени, которое носит… Мужская работа: как женщина воюет с браконьерами
– Ерлан был очень чистым, душевным, добрым человеком, – вспоминают близкие. – Физически сильный, крепкий, занимался самбо, был мастером спорта. И при этом никогда не мог равнодушно пройти мимо несправедливости.
До своего 55-летия Ерлан Нургалиев не дожил ровно 15 дней.
По всей строгости закона…
Возможно, смерть инспектора Нургалиева поможет избежать подобных трагедий в будущем.
– После трагедии сейчас принимаются меры по обеспечению безопасности инспекторов, – говорит Жаннат Тансыкбаев. – Мы сейчас готовим дополнения в законодательство. Вплоть до внесения изменений в Уголовный кодекс и Административный. В части, например, применения служебно-табельного оружия. Работа ведется на уровне министерств, парламента.
Коллеги сокрушаются: если бы Ерлан применил оружие, всё могло быть иначе. Но, с другой стороны, признают: именно Нургалиев не мог этого сделать.
– Его хладнокровие, сдержанность не позволили ему выстрелить. Да и по людям не так просто стрелять! Ерлан не применил оружие и поплатился жизнью. Имел право, но не сделал. А эти злодеи, не задумываясь, его убили. Поэтому мы хотим, чтобы всех людей, причастных к этому преступлению, привлекли к ответственности. И тех, кто убивал, и тех, кто причастен. Нельзя им дать уйти от наказания.
Есть такая профессия – природу защищать
Война с браконьерами в мирное время затянется еще не на один год, предвидят защитники животного мира. Численность популяции сайгака по всему Казахстану на сегодняшний день составляет 215 тысяч голов.
А пара сайгачьих рогов на черном рынке оценивается в тысячу долларов.
Наверняка беспринципных любителей легкой наживы не смутит такое соотношение. Для инспекторов “Охотзоопрома”, неимоверными усилиями поднявших численность поголовья редкого животного, их охрана – дело не только чести, но и жизни.
– Представьте: всего по Казахстану охраняют редких и исчезающих животных 222 инспектора плюс 36 инспекторов оперативных групп. А на территории Карагандинской области работают всего 12 инспекторов. Две группы по шесть человек посменно осуществляют охрану. Проводят по 15 дней в степи в любую погоду, – рассказывает Жаннат. – Поэтому у нас в основном работают фанаты дикой природы, стойкие люди. И текучки практически нет.
Как говорит Жаннат Тансыкбаев, каждый из инспекторов достоин памятника, но хотелось бы, чтобы их ставили при жизни.
КАРАГАНДА