— Ядыкар Мусаджанович, прошлый год оказался для сельхозпроизводителей непростым. Каким будет, по вашим прогнозам, 2024 год?
Сейчас мы видим, как меняется климат во всем мире, и предугадать, какая будет погода в течение сезона, достаточно сложно. По данным ООН, все идет к тому, что с каждым годом ускоряется глобальное потепление. Как понимаю, «Казгидромет» может делать прогноз погоды максимум на месяц, а сейчас только январь. Но помимо климатических есть факторы, которые однозначно повлияют на посевную кампанию 2024 года – это нехватка семенного материала, то есть семян зерновых, в частности пшеницы, с чем однозначно столкнутся отечественные аграрии. Также на проведение посевной повлияет снижение цен, то есть реализация пшеницы, кукурузы ниже себестоимости, что приведет к бюджетному дефициту, а это в свою очередь может стать одной из причин для сокращения посевной площади по зерновым культурам. С другой стороны, фермерам необходимо переходить на более рентабельные культуры, на которые имеется стабильный спрос со стороны отечественных переработчиков, к примеру семена подсолнечника, соевые бобы или рапс. Также погодные условия показывают, что есть необходимость перехода на засухоустойчивые культуры, как таковым является, к примеру, тот же подсолнечник.
— На 2023–2024 годы приходится пик 11-летнего цикла распространения саранчовых. При этом средства защиты растений заметно подорожали, а в вопросе обеспеченности пестицидами Казахстан практически полностью зависит от импорта. Как это в конечном итоге скажется на урожаях масличных культур и приведет ли это к удорожанию подсолнечного масла?
Здесь в первую очередь нужно смотреть на долевое соотношение в структуре себестоимости производства зерновых и масличных культур, то есть какую долю занимают средства защиты растений (СЗР). Раз речь идет о подсолнечном масле, то здесь могу сказать, что в статье расходов на производство семян подсолнечника доля СЗР составляет в среднем 20-25 %. Отсюда можем сделать вывод, что при росте на 50 % цен на пестициды рост себестоимости семян подсолнечника составит порядка 10-13 %. В структуре себестоимости масла доля маслосемян составляет более 80 %, в этой связи стоимость масла может скорректироваться примерно на 7-9 %. Но здесь есть несколько факторов, позволяющих не поднимать цены на подсолнечное масло. Первый – увеличение загрузки мощностей отечественных перерабатывающих предприятий: чем выше загрузка, тем ниже себестоимость; второй – это экспортная выручка, которая позволит на внутреннем рынке удерживать цены стабильными за счет реализации готовой продукции по более высоким ценам за границу. Таким образом, для стабилизации цен на подсолнечное масло в 2024 году необходимо, чтобы масличное сырье перерабатывалось внутри страны, и в экспортном направлении приоритетно отгружались излишки переработанной продукции, что соответствует посланию главы государства об увеличении экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью. Причем перед Минторговли стоит задача по снижению уровня инфляции до 6–8 % в 2024 году, для выполнения которой необходимо увеличивать предложение по социально значимым продовольственным товарам на внутреннем рынке, что невозможно без роста объемов производства этих продуктов внутри страны.
— В России фермеры собираются пересмотреть площади под сев 2024-го в сторону снижения площадей под
зерновыми в пользу масличных и нишевых культур. К тому же в России ожидается снижение ставок экспортных таможенных пошлин в дружественные страны. Как это повлияет на экспортные направления Казахстана?
— По сути, Украина и Россия занимают первое и второе место в мире по экспорту подсолнечного масла на протяжении последних двенадцати сезонов, и этот тренд продолжится в долгосрочной перспективе. Здесь также надо отметить то, что в РФ делают ставки на развитие глубокой переработки в масложировой отрасли, что позволит расширить рынки сбыта российским маслозаводам. Доля экспорта российского подсолнечного масла в направлении Центральной Азии не превышает 10-12 %, то есть основной объем уходит через морские порты в другие страны. Наша страна расположена географически удобно, что дает возможность стать хабом, перерабатывая не только отечественные маслосемена, которые и без того в дефиците, но и российское масличное сырье, и тем самым увеличивая загрузку текущих мощностей, которая на сегодня не превышает 40 % по республике, что в свою очередь сделает отечественную продукцию более конкурентоспособной за счет снижения её себестоимости. К примеру, в 2022 году Казахстан занял долю 70 % в структуре импорта растительного масла Таджикистаном, при этом обогнав РФ. В 2023 году первенство на таджикском рынке также осталось за нами. Учитывая, что под боком находится огромный рынок Китая, профильным министерствам нужно ускорять расширение и улучшение железнодорожной инфраструктуры в направлении Поднебесной, что позволит увеличить экспорт масложировой продукции не только в физическом весе, но и валютном выражении, так как экспортные цены в КНР выше, чем в Средней Азии.
Пробивая низкие экспортные пошлины на подсолнечник, трейдеры помогают России
— Может ли случиться так, что в 2024 году в Казахстан хлынет дешевое растительное масло и семечки из России? Как это скажется на наших производителях и в дальнейшем на нашем рынке?
Дешевое масло могло хлынуть и в 2022 и 2023 годах, чего мы не увидели. Что касается семечки, то в 2022/2023 маркетинговом году ввоз семки снизился на 2 % по сравнению с сезоном 2021/2022, также сократился импорт бутилированного подсолнечного масла на 11,3 %. Здесь нужно также учитывать риски возможного снижения валового сбора подсолнечника в РФ в 2024 году, что может быть связано как с погодными условиями, так и с нехваткой посевного материала (уровень самообеспеченности по семенам подсолнечника в РФ составляет порядка 25 %). Поэтому делать какие-либо прогнозы преждевременно.
— Насколько может подорожать подсолнечное масло для розничного потребителя в Казахстане в 2024 году?
— Все будет зависеть от решений, принимаемых профильными ведомствами: будут ли масличные семена вывозиться из страны или же перерабатываться отечественными предприятиями, которые из этого сырья производят социально значимый продовольственный продукт для населения страны.