Подорожный “налог” - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Подорожный “налог”

Подорожный “налог”

Министерство транспорта и коммуникаций и акимат Алматинской области приступили к выкупу земель, лежащих на маршруте будущей БАКАД – Большой Алматинской кольцевой автодороги. Площадь земель, подлежащих изъятию по проекту, – 761 га на сумму 18,5 миллиарда тенге.

  • 9 Декабря 2011
  • 4162
Фото - Caravan.kz

Напомним, 70-километровая БАКАД – стройка республиканского масштаба. Общая стоимость проекта составляет почти 80 миллиардов тенге. Сам проект находится под личным контролем Президента. Работы по проекту начались в 2007 году. Тогда же было выкуплено 119 га земель за 3,7 миллиарда тенге. Но из-за финансового кризиса работы по БАКАД были отложены.

Выкуп земель был начат после того, как правительство разрешило правовые проблемы изъятия земель для госнужд. Иначе говоря, был разрешен вопрос цены на земли, по которым пройдет будущая дорога.

В 2007 году, когда акимат объявил о строительстве дороги, цены на участки в районе трассы подскочили так резко, что стали “золотыми”. Потребовалось личное вмешательство Президента страны. На совещании в акимате Алматы летом 2010 года он потребовал пресечь спекуляции и выкупать земли по государственным ценам.

Мне кажется, что похожая история возникает снова. По территории страны проходит 2787 километров международного коридора Западная Европа – Западный Китай. Подлежит реконструкции 2052 километра этой дороги. Стоимость проекта – 825 миллиардов тенге. Значительная часть денег предназначена для выкупа 3893 земельных участков, по которым пройдет дорога.

Однако из-за резкого роста цен на землю выкуп под дорожный проект в Южном Казахстане практически приостановился. К концу лета 2011 года невыкупленными оставалось чуть меньше трети необходимой земли, или 1214 участков. Из них 665 невыкупленных земельных участков находится в ЮКО.

В августе министр транспорта и коммуникаций Берик КАМАЛИЕВ поручил отработать “вопросы оценки земельных участков, подлежащих выкупу”, под строительство и реконструкцию автодорог. Но пока проблема не решена полностью. Видимо, снова ждут окрика сверху.

Между тем международный опыт говорит, что для лучшего использования бюджетных денег в таких крупных проектах необходим общественный контроль. Вот и в России недавно признали, что общественный контроль над стоимостью стройматериалов и над операциями по продаже земель позволит удешевить создание автодорог на 25 процентов. Здесь властям тоже приходится переплачивать за землю, на которой планируется построить новую дорогу. Это связано с тем, что часто такие участки скупаются сразу, как только появляются слухи о создании трассы, для последующей перепродажи.

Если бы институт общественного контроля действовал, то, вполне вероятно, эти два проекта не притормозились бы. Другое дело – кто будет заниматься таким контролем?

Хороший опыт использования общественной экспертизы есть у Агентства по регулированию естественных монополий. Экономисты-пенсионеры так четко отслеживают рост коммунальных тарифов, что их выводами антимонопольщики активно пользуются для урезания аппетитов монополистов. Другой классный вариант, о котором печется правительство: сделать все закупки публичными. В свое время Премьер-министр Казахстана Карим Масимов поражался тому, насколько прозрачная система госзакупок у Сингапура. Может быть, стоит использовать такой положительный опыт? Тогда и строительство велось бы в срок, и стоимость проектов упала бы до разумных пределов.