Известен афоризм, что дороги, автомобильные и железные, это вены и артерии экономики. Исходя из него можно сказать, что состояние здоровья казахстанской экономики требует к себе повышенного внимания — ее «артерии» явно не в порядке.
Эксперты, как независимые, так и работающие в государственных органах, говорят о достаточно сложной ситуации с безопасностью перевозок по железной дороге, и грузовых, и пассажирских. Хотя общее количество нарушений правил безопасности перевозок сокращается, это не говорит о стабилизации положения дел. Четверть всех нарушений квалифицируются как особо сложные случаи брака в работе. Наиболее неприятный момент в том, что сорок восемь случаев нарушений правил безопасности были допущены при эксплуатации пассажирских поездов. Так что ездить в отечественных поездах далеко не самое безопасное занятие.
Нарушение правил и практики безопасности чревато такими последствиями, как аварии и сходы с железнодорожного полотна подвижного состава, то есть вагонов и локомотивов; расцепкой составов, когда поезда «теряют» по ходу вагоны; и даже падением грузов. Нельзя сказать, что и трагический исход при таких происшествиях очень уж редок. За минувшие месяцы этого года только при авариях на пересечениях железных и автомобильных дорог в Казахстане погибли пять и были ранены шесть человек. Другой вид негативных последствий от нарушений безопасности при перевозках — экологический ущерб, как это было при авариях и сходах подвижного состава на границах Атырауского, Алматинского, Карагандинского и Шымкентского отделений казахстанской железной дороги. Достаточно сказать, что за январь-сентябрь текущего года из 458 вагонов, непроизвольно отцепленных в пути следования из-за так называемых коммерческих неисправностей, 53 оказались вагонами, перевозившими опасные грузы: нефть, ГСМ и кислоты.
Что же до экономического ущерба от этих проблем, то он не только в материальных потерях грузоотправителей. Есть более глубинный уровень сложностей. Дело в том, что часть из подобных эксцессов происходит с поездами межгосударственного сообщения. В январе-сентябре 2002 года таких случаев было десять, то есть происходят эксцессы, связанные с безопасностью перевозок на транзитных маршрутах, практически ежемесячно. Понятно как это отражается на транзитном имидже Казахстана. А ведь в республике пытаются реализовывать крупные трансконтинентальные железнодорожные проекты. Проблема даже не в самой аварийности или нарушении правил безопасности, а в том, что крупные транзитные грузопотоки из Китая на Запад через Казахстан могут пойти лишь при подключении к ним известных международных страховых компаний. А те ведут скрупулезный подсчет подобным инцидентам, удорожая возможную страховку перевозок. Таким образом неправильно смонтированное сцепление вагонов и паровоза, повторившись несколько раз, может иметь экономические последствия макроуровня. Как в детской песенке про кузницу, в которой во время не нашлось гвоздя, чтобы прибить подковку, в итоге враги захватили город.
В чем же причина проблемы угрозы безопасности железнодорожного движения, ставшей настолько серьезной, что недавно обсуждалась на правительственном уровне? Большая часть нарушений стала следствием так называемого человеческого фактора, а именно, низкого уровня знаний правил безопасности на железнодорожном транспорте и несоблюдения их требований. Этот фактор, наряду с интенсивным износом подвижного состава железнодорожных путей и других основных средств, создает дополнительную угрозу для перевозок грузов и пассажиров.
Так, эксперты отмечают, что основные причины брака в локомотивном хозяйстве, это некачественная предрейсовая подготовка локомотивного парка, несоблюдение технологии проведения плановых видов ремонта и низкий уровень профессионализма ремонтных бригад.
Из-за низкого качества технического обслуживания вагонов и локомотивов почти на треть возросло число задержек поездов в пути следования на срок более одного часа. Причины те же: халатность, ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, а иногда даже незнание элементарных правил безопасности.
Очевидно, что вся эта ситуация лишь часть одной огромной и по масштабу и по негативным последствиям проблемы — снижения уровня профессионализма в обществе. Деградация профессиональных навыков и отношения к работе происходит во многих отраслях экономики, особенно в производственных, но не везде это чревато столь быстрыми и трагичными результатами, как на железной дороге.