Подход к формату очного обучения в РК могут пересмотреть на законодательном уровне - Караван
  • $ 523.86
  • 544.34
-14 °C
Алматы
2024 Год
22 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Подход к формату очного обучения в РК могут пересмотреть на законодательном уровне

Подход к формату очного обучения в РК могут пересмотреть на законодательном уровне

Вероятные изменения в системе высшего образования стали главной темой международного онлайн-форума «ПОСТ-COVID-19: переосмысление и реинжиниринг высшего образования».

  • 7 Мая 2020
  • 267
Фото - Caravan.kz

Диалог прошёл на YouTube-канале дискуссионной развивающей площадки «Birge oqý» по инициативе Фонда Первого Президента Казахстана совместно с министерством образования и науки Казахстана, корпоративным фондом «Академия Елбасы», «Алматы менеджмент университета».

Спикерами выступили специальный представитель Президента Российской Федерации по цифровому и технологическому развитию Дмитрий Песков, ректор Kozminski University (Польша) Витольд Биелески, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослава Кузьминова, президент Международной ассоциации президентов университетов (IAUP) (Грузия) Кахи Шенгелия.

Казахстан представили три спикера: заместитель министра образования Мирас Дауленов, советник Президента Республики Казахстан по экономическим вопросам Олжас Худайбергенов, президент Международной ассоциации президентов университетов (IAUP), президент «Алматы менеджмент университета» Асылбек Кожахметов.

В качестве модератора выступила заместитель председателя совета Европейского университета в Санкт-Петербурге, член объединенного совета Фонда президентских грантов РФ, директор Центра исследований филантропии и социальных программ бизнеса Елена Чернышкова.

Вице-министр образования и науки РК Мирас Дауленов отметил, что главным инструментом в среднем образовании в Казахстане стало дистанционное образование.

«Мы стали развивать телевизионный формат передачи знаний на телеканалах и сняли более 3000 видеоуроков, качество которых уже оценили школьники и их родители. Теперь родители даже просят дальше транслировать телеуроки в так называемый период пост-COVID», — сказал Дауленов.

Вице-министр отметил, что для студентов в весеннем семестре было проведено 200 тысяч занятий, назначено более 600 тысяч заданий, выставлено больше миллиона оценок. Всё это проводилось в дистанционном формате различных стриминговых систем и систем управления обучением, которые вузы РК давно закупили и используют. В то же время значительно возросло использование приложений для изучения языков, виртуального обучения, инструментов для проведения онлайн-конференций.

Спикер также озвучил ключевые проблемы, с которыми столкнулись в вузах и других организациях образования:

  1. Возникли сложности с серверами, мощностью Интернета и пропускными каналами. IT-инфраструктура была направлена на то, чтобы обеспечивать очный формат обучения, и во многом оказалась не готова к тому, чтобы обеспечивать дистанционное обучение в полном формате.
  2. Экстренная адаптация педагогов к занятиям в онлайн формате. Несмотря на высокий профессионализм в офлайн-формате, новый подход дался некоторым преподавателям нелегко.
  3. Подготовленный для очного обучения контент в новых условиях оказался неактуальным. И в результате до сих пор проблема этого контента существует.

Далее вице-министр заявил, что возникла необходимость законодательного урегулирования вопросов, касающихся применения дистанционных технологий. В МОН РК считают важным обеспечение академической честности в вузах и совершенствование методики передачи навыков студентам. Если одни студенты ведут себя свободно перед камерой, то для других эти условия оказались некомфортными.

Мирас Дауленов рассказал о возможных изменениях в сфере образования. «Во-первых, на законодательном уровне будет пересмотрен подход к формату очного обучения. Мы хотели бы, чтобы сам формат обучения уже не был очным, а стал бы больше смешанным. IT-компоненты могли бы органично встраиваться в разные образовательные программы», — сказал вице-министр.

В МОН также рассчитывают на пересмотр в вузах стратегий развития. «Каждый ректор, проректор, декан должен понимать, что дистанционное образование – это реальность, в которой дальше они будут работать. Мы не ожидали, что в сегодняшних условиях ректоры выйдут на связь со студентами, будут еженедельно проводить для них консультации по системе дистанционного обучения. Этого никогда не было», — подчеркнул вице-министр.

“Мы также хотели бы пересмотреть подходы к формированию цифровой эко-системы вузов. Это реинжиниринг самих бизнес-процессов, создание электронных библиотек и виртуальных лабораторий”, — подытожил свое выступление Мирас Дауленов.

Президент «Алматы менеджмент университета» Асылбек Кожахметов отметил большие сдвиги в сфере образования и подчеркнул, что в Казахстан резко пришли западные технологии, дистанционное содержание и лекции. Также Кожахметов призвал отечественные вузы подтвердить передовой статус. По мнению Кожахметова, число более самостоятельных студентов должно возрасти. Прогресс должен коснуться и контента, предназначенного для такой категории студентов.

Ректор Kozminski University (Польша) Витольд Биелески поделился своим видением предстоящих перемен: «Я абсолютно согласен, что мы будем жить в другом мире и до конца не знаем, как он изменится. Наверное, высшее образование будет существовать, и нам нужно будет сделать какие-то реформы и трансформации, чтобы высшее образование было полезным и эффективным».

Cпециальный представитель Президента Российской Федерации по цифровому и технологическому развитию Дмитрий Песков дал свою оценку текущей ситуации в сфере образования.

По мнению спикера, модель онлайн-образования должна научиться поддерживать гибридные формы, которые проходят в офлайне, плавно перетекающие в онлайн и обратно ввиду всевозможных кризисов. Кроме того, важно, чтобы новая модель стала одинаково привлекательной для студентов разных типов. Модель должна научиться поддерживать работу со студентами принципиально разных типов мотивации. С теми, кто способен самостоятельно устанавливать для себя цель, с теми, кому нужен жесткий контроль, с теми, кому достаточно навигаторов.

Дмитрий Песков назвал важным для университетов научиться собирать, анализировать цифровой след действий каждого студента не только в тот момент, когда он в Zoom подключен к преподавателю, но и в тот момент, когда самостоятельно выполняет задание. Без обратной связи выстроить эту модель системы образования невозможно.

Советник Президента Республики Казахстан по экономическим вопросам Олжас Худайбергенов прогнозировал в рамках возможных антикризисных мер резкий рост объёма финансирования в сфере образования: «Количество грантов придется наращивать для того, чтобы поддержать население в этой ситуации. Думаю, имеет смысл помочь и студентам, которые уже учатся на платном отделении. Возможно, придумать такие варианты, как перевод студентов на гранты. Я думаю, это возможно не только в Казахстане, но и по всем странам».

По предположению Худайбергенова, вероятно изменение стоимости обучения в вузах. При этом, скорее всего, вузам придется пойти в целом на сокращение стоимости образования, платежеспособный спрос все равно снижается. Советник Президента Казахстана отметил, что переход к цифровому образованию в удаленном формате даст возможность вузам расширить географию студентов не только по РК, но и за счет иностранных граждан. «В этой части конкуренция между вузами сильно усилится. Если тренд на онлайн-образование будет продолжаться, это приведет к форматированию самого рынка образования. Начнется кооперация между отечественными и международными вузами. Думаю, это станет модным», — сказал Олжас Худайбергенов.

Спикер также рекомендовал отечественным вузам использовать практику США, где университеты очень сильно опираются на своих выпускников. «Сами студенты становятся очень крупным источником поддержки. В Казахстане такой формат не задействован», — констатировал спикер.