Наиболее перспективными пунктами размещения баз береговой поддержки считаются район Тюбкараганского (Тупкараганского) залива для северной и центральной частей казахстанского сектора Каспия, и район порта Курык — для южной. В будущем система этих баз станет основой инфраструктуры морских операций и обеспечит «эффективное обслуживание специального морского флота, организацию перевалок грузов и предмонтажную подготовку морских конструкций».
Ближайшие планы компании «Тениз Сервис», являющейся дочерней компанией НК «КазМунайГаз» с равной долей участия НМСК «Казмортрансфлот», предусматривают начало «реализации второго этапа развития» базы поддержки морских операций в Тюбкараганском заливе (Баутино) с общей стоимостью проекта около $100 млн.
Среди приоритетных целей — введение в эксплуатацию станции по заправке морских судов мощностью 50 тыс. тонн дизельного топлива: первую ее очередь ожидают построить в первом квартале 2005 года.
Осуществление проекта возведения базы в поселке Курык начнется позднее. В настоящее время «Тениз Сервис» разрабатывает ТЭО, которое, возможно, будет готово к концу года.
В сентябре 2001 года «Казмортрансфлоту» в долгосрочный имущественный наем были переданы три из четырех нефтеналивных причалов порта Актау. С завершением реконструкции двух (№4 и №5) НМСК получит возможность загружать суда с осадкой до 7 метров и дедвейтом до 12 тыс. тонн. В начале осени на указанных причалах был закончен основной этап строительно-монтажных работ. Модернизация была необходима в связи с высокой волновой трансмиссией и осадкой некоторых бетонных оснований под трубопроводом вдоль дамбы, которая наряду с подъездной дорогой нуждалась в реконструкции. Кроме того, нужно было переоборудовать данные причалы в соответствии с современными требованиями безопасных операций с нефтью. На эти цели ушло около 800 млн. тенге. Представители польской компания «Dragmor», генерального подрядчика, ожидают в скором времени завершить здесь также дноуглубительные работы.
За десять месяцев текущего года РГП увеличило объем перевалки грузов до 7,634 млн. тонн с 6,455 млн. за аналогичный период прошлого года (за весь же 2003 год объем перевалки составил 8 млн. тонн). В грузообороте порта значительную долю занимают нефть, металлы и зерно. В октябре перевалка нефти и нефтепродуктов составила 672.047 тонн. В целом, до конца этого года через порт планируется перевезти около 8,0 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов и 1,1 млн. тонн сухих грузов, а в 2005-м предполагается увеличить перевалку грузов до 10,0-10,5 млн. тонн: ожидаемый рост грузоперевалки связывают с вводом в строй двух новых причалов.
Исследования по определению оптимальных параметров судна для оперирования в КСКМ, в которых учитывались ограничения по габаритам при прохождении по внутренним водным путям России, глубины подходных каналов в портах Каспийского моря, возможности баз технического обслуживания, наличие потенциальной грузовой базы, показали, что оптимальным оказалось судно дедвейтом 12 тыс. тонн.
Именно такие танкеры, как известно, заказаны Выборгскому судостроительному заводу. Первое из трех судов — «Астана» было разработано российским конструкторским бюро «Вымпел» (Нижний Новгород), а спущено на воду в августе. Основные характеристики танкера: дедвейт — 12000 тонн, длина — 149 м, ширина — 17,3 м, скорость — 10 узлов. Перед началом эксплуатации он должен быть оснащен, после чего пройдет швартовые и ходовые испытания. Второй танкер этой серии будет построен к маю 2005 года.
Правительством предполагается «поэтапное создание флота, соответствующего масштабам торговых операций, морских нефтегазовых операций и портового обслуживания морских судов». Об этом также говорится и в утвержденной летом соответствующей программе, предусматривающей, что к концу 2006 года Казахстан будет располагать 6 танкерами и сухогрузами.
До тех пор, пока у республики не будет в распоряжении достаточного количества собственных судов для транспортировки сырья и нефтепродуктов, танкеры будут арендоваться у соседних прикаспийских государств.
Первым под погрузку на новые причалы в Актау встал российский танкер «Механик Чепуридзе». А 6 ноября в морпорт прибыл новый азербайджанский танкер «Президент Гейдар Алиев», сданный в эксплуатацию 3-го числа. Судно было построено с учетом «особенностей работы в условиях Северного Каспия» ОАО «Завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде (входящем в холдинг Объединенные машзаводы — Морские и нефтегазовые промыслы (ОМЗ-МНП)) и спущено на воду 18 июня. Танкер грузоподъемностью 13,2 тысяч тонн предназначен для перевозки нефти и нефтепродуктов, с температурой вспышки паров менее 60 градусов по Цельсию, имеет двойную обшивку, предотвращающую разлив нефти в случае аварии. Проектом предусмотрена возможность одновременной загрузки двух различных видов груза. 7 ноября «Президент Гейдар Алиев» принял на борт в Актау 11 777 тонн сырой нефти, а на следующий день прибыл в Бакинскую бухту. По информации Каспийского морского пароходства (КАСПАР), все механизмы, приборы и оборудование функционировали нормально.
На днях был подписан акт передачи заказчику нефтеналивного танкера «Бабек», построенного на том же заводе в Нижнем Новгороде. Контракт, заключенный между ОМЗ-МНП и Каспийским пароходством в октябре 2002 года, оговаривает постройку, помимо двух указанных выше, еще одного судна проекта 19619, которое будет изготовлено в 2005 году. Танкеры проекта 19619 относятся к классу «река-море», оснащены двенадцатью грузовыми танками и одним отстойным танком, имеют балластные отсеки в двойных бортах и двойном дне. Их длина — 152 м, ширина — 17,3 м, высота борта — 10,5 м. Подобные суда имеют дедвейт 13 тысяч тонн, являющийся «максимальным для судна, которое может свободно эксплуатироваться на Каспии без переоборудования портовых терминалов».
Азербайджанская госкомпания в 2005 году собирается транспортировать до 14 млн. тонн грузов. Как отметил начальник пароходства Айдын Баширов: «Каспийское морское пароходство в будущем году планирует транспортировать 14 млн. тонн грузов, большую часть из которых составят нефть и нефтепродукты. Однако этот показатель может быть и превышен за счет увеличения транспортировки нефти и нефтепродуктов из Казахстана и Туркменистана». По итогам 10 месяцев КАСПАР перевез 7,91 млн. тонн нефти и нефтепродуктов или на 5,6% больше аналогичного показателя прошлого года. Из этого объема на долю казахстанской нефти пришлось 2,46 млн. тонн, туркменской нефти и нефтепродуктов — 2,42 млн. тонн. Судами компании в январе-октябре 2004 года также было доставлено 2,09 млн. тонн нефти и нефтепродуктов в иранские порты Нека и Ноушехр, 0,36 млн. тонн — в Махачкалу, 0,58 млн. тонн — в другие порты.
Руководство компании уверено в том, что грузоперевозчики будут продолжать пользоваться услугами азербайджанского пароходства и портов, поэтому не опасается конкуренции со стороны иранских и российских предприятий. Кроме того, считается, что выход на линию крупнотоннажных судов позволит значительно увеличить перевалку нефти по маршруту Актау — Баку.
Не так давно делегация «Казмортрансфлота» провела переговоры с азербайджанскими представителями по различным аспектам сотрудничества, в том числе по вопросам использования нефтетерминалов компании Azрetrol и ГHКАР. Azрetrol через дочернюю структуру Azertrans распоряжается Бакинским и Сангачальским терминалами, осуществляющими перегрузку углеводородной продукции, транспортируемой из Туркменистана и Казахстана. Другая компания — «Middle East Petroleum Farm» арендует у ГHКАР нефтяной терминал в Дюбенди на севере-востоке Абшеронского полуострова.
По утверждению азербайджанских перевозчиков, они готовы к масштабным отправкам казахстанской нефти в случае присоединения республики к проекту нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. При этом, как подчеркивает, например, глава КАСПАРа, в настоящее время для нефтеперезок из Актау в сторону Азербайджана наиболее выгодным является направление на Дюбендинский терминал: «До терминала Дюбенди из порта Актау 218 миль, а до Баку и Сангачала — 250 миль, то есть в месяц теряется один рейс. Поэтому он самый выгодный и дешевый».
Раннее, в этом году, представители «MEPF» заявляли о своем интересе в перевозках нефти из Казахстана, предназначенной для ее последующей прокачки по Баку-Тбилиси-Джейхан, к которому они предлагают подключиться путем реверса арендуемой у ГНКАР системы трубопроводов, соединяющих Дюбенди, Сумгаит и Сангачалы.
Что касается объемов нефтеперевозок «Казмортрансфлота», то, согласно последней статистике, они заметно возросли: за девять месяцев этого года НК перевезла 3 млн. 078 тыс. тонн нефти против 1 млн. 782 тыс. тонн за аналогичный период прошлого года. Данный объем составляет 51% нефти, «экспортированной в целом из порта Актау в отчетном периоде». За это время компания транспортировала 1 млн. 795 тыс. тонн нефти в Махачкалу, что на 44,2% превышает плановый показатель и в Неку — 1 млн. 113 тыс. тонн, что на 23,7% больше запланированного. В мае компания возобновила транзит в направлении Баку-Батуми, поставив к концу сентября 170 тыс. тонн нефти (в 2003 году транспортировка по этому маршруту не осуществлялась).
В ожидании большой нефти, нацкомпания предполагает в близком будущем существенно расширить число судов разного класса и назначения. В 2005 году планируется приобрести 11 единиц морской техники для создания вспомогательного флота. В частности, нацперевозчик собирается купить 2 малых танкера-буксировщика, 2 паромные баржи, 3 морских буксира, 1 рейдовый катер и 3 баржи-площадки. Кроме этого «Казмортрансфлот» намерен приобрести научно-исследовательское судно для прогнозирования и предупреждения возможных экологических чрезвычайных ситуаций на Каспии.
Предварительная стоимость трехлетней программы формирования национального морского торгового флота оценивается в 3475 млн. тенге: большую часть из них составят заемные средства. Впрочем, для шельфовых масштабов это не так уж и много.