36 процентов респондентов расплачиваются с тем или иным банком в данный момент, а 9 процентов «повязаны» несколькими кредитными организациями. Это означает, что практически каждый второй проголосовавший имеет отношения с банками.
Понятно, что многие из тех, кто в кредитных долгах, завели их не сейчас, а гораздо раньше, когда недвижимость еще являлась привлекательным инвестиционным инструментом. Решение — брать кредит! — было принято на благоприятной конъюнктуре, и оно на тот момент являлось совершенно правильным. Другое дело, что последствия принятых решений распространяются на слишком долгий срок — кредиты-то оформлялись на 10-20 лет, и можно было предположить, что их временные рамки выходят далеко за естественный экономический цикл бума и накладываются на спад.
Именно поэтому у многих заемщиков сегодня наступила «кредитная усталость».
8 процентов опрошенных говорят о том, что у них был опыт кредитования банком, но больше в кабалу не желают. Их поведенческая реакция вполне естественна. Они, как любой потребитель, хотели получить с помощью займа то или иное благо «здесь и сейчас», они его и получили, а вот платить по долгам оказалось делом сложным.
Причины — и материальные (ну мало ли, сменили место работы, уменьшились доходы, инфляция позволяет едва сводить концы с концами от зарплаты до зарплаты), и психологические. Трудно осознать, что ты пользуешься благом, но оно еще не в полной мере твое. Но платить надо, потому что таким образом формируется твоя кредитная история — выплатишь кредит в срок, без единой задержки, в твоем кредитном досье будет отмечено, что ты надежный заемщик, и в будущем, конечно, сможешь заводить новые отношения с банками на более выгодных условиях — быстрое оформление, пониженная процентная ставка, более длительный срок кредитования.
Однако 3 процента респондентов сомневаются, что сумеют добросовестно погасить текущий кредит. В принципе, в этом нет ничего удивительного — банковская статистика не обслуживающихся кредитов (когда заемщики либо прекратили выплачивать по долгам, либо платят с просрочками) находится приблизительно на том же уровне.
То есть, наш опрос — сильно напоминает срез официальной статистики.
Самое интересное, что тех, кто с удовольствием пользуется услугами банков по кредитованию и тех, кто подумывает взять кредит, приблизительно поровну: 6 и 9 процентов соответственно. Но их гораздо меньше убежденных противников кредитования. Практически каждый третий опрошенный настроен решительно: «не брал, не беру, и брать не собираюсь». Консервативное отношение вполне объяснимо: не брал кредит — не знает преимуществ, не берет — это временно, брать не собирается — а вот эта категоричность совершено излишняя.
У банков и вообще кредитных организаций есть такое мощное оружие как маркетинг. Он направлен на то, чтобы позволить любому своему клиенту «сбычу мечт». Недавно ваш покорный слуга, еще недавно бы кликнувший кнопку «был опыт, больше в кабалу не желаю», был сражен наповал этим тайным оружием. Плазменная панель с более чем метровой диагональю уже давно завладела моим умом. Вариант кредитования вообще не рассматривался — нужно было только повысить свои доходы, чтобы безболезненно для семейного бюджета пережить эту покупку. А увеличить свой доход кратно почему-то никак не получалось. И вот в один из походов в электронный магазин, когда я знакомился с новинками техники, меня «подцепили». Выяснилось, что я могу взять совершенно новую модель ТВ хоть сейчас. Для чего только стоит оформить кредит в рассрочку — и никаких мифических процентов за это платить не нужно.
И что вы думаете? Я с удовольствием принял участие в акции, которую провела одна кредитная организация. Процентов не плачу, основной долг необременителен, телевизор смотрю, в целом жизнью доволен!
Рисунок с сайта http://www.investpif.ru