Карагандинец Николай Дудкин – известный коллекционер и настоящий знаток старинных вещиц. За 12 лет он собрал одну из самых богатых коллекций антиквариата в стране.
В его коллекции немало редчайших экземпляров. Например, два года назад в Караганде были обнаружены уникальные рисунки и эскизы художников – членов знаменитого творческого союза “Голубая роза”. Среди находок самым ценным искусствоведы назвали ранее не известный автопортрет Кузьмы Петрова-Водкина “Отражение в воде”. Эта находка стала настоящей сенсацией! Несколько десятилетий рисунки пылились в кипах старых газет в старом частном доме. Хозяева обнаружили их случайно и, по счастью, не выбросили, а принесли антиквару. Какими путями попали рисунки Петрова-Водкина в Караганду? Можно делать только предположения. Возможно, кто-то из именитых узников Карлага или ссыльных привез с собой рисунки, когда-то подаренные художником.
В ссылку – с антиквариатом
Особое место в коллекции антиквара занимает также редчайшее издание “Три века. Россия от смуты до нашего века”. Это шеститомник, выпущенный в 1913 году специально к трехсотлетию дома Романовых подарочным тиражом всего в несколько экземпляров. Здесь вся история Романовых, начиная с Михаила Федоровича и заканчивая Николаем II. Этот раритет коллекционер приобрел у очень старой женщины из бывших дворян, не по своей воле доживающей жизнь в степных краях.
Изделия Фаберже тоже прибыли в Казахстан в багаже ссыльных. По словам коллекционера, уникальные экспонаты – пасхальное яйцо и сундучок фирмы Карла Фаберже, он также приобрел у представительницы семьи потомственных дворян, которые были сосланы в Казахстан в 30-е годы прошлого века как “элементы враждебного класса”.
Николай Дудкин не раскрывает по просьбе бывших владельцев раритетов подробностей сделки и о цене тоже не говорит. Известно, что на всемирных аукционах подобные вещи оцениваются в миллионы долларов. А в Караганде, как говорят, коллекционеру сразу поступило предложение от местного толстосума: за яйцо Фаберже он предложил антиквару новенький внедорожник!
Такого в стране больше нет!
У коллекционеров в запасе всегда найдется немало историй о том, как наследники редчайших раритетов переплавляли уникальные изделия в миленькие колечки и цепочки. Или отдавали за булку хлеба и литр молока бесценные изделия, стоившие миллионы!
И Николай признается, что многое бы отдал, чтобы вернуть то, что неосмотрительно продал раньше, еще до того, как антиквариат стал его страстью.
Уникальные экспонаты Фаберже будут выставлены в музее антиквариата в Караганде. А затем будут экспонироваться в Алматы.
– Это редчайшие произведения, – говорит Николай Дудкин. – Они уникальны, потому что в мире нет двух одинаковых изделий Фаберже.
Карагандинский эксперт-коллекционер считает, что в Казахстане именно пасхальных яиц Фаберже совсем немного. Ему известно всего о нескольких экземплярах. “Мне встречались пару раз простые серебряные яички, без эмали и камней. И в Алматы в одной частной коллекции есть эмалевое яйцо Фаберже. Больше мне подобные факты не известны. А сундучок, я думаю, вообще один”.
Яйцо и сундучок изготовлены из позолоченного серебра, покрыты эмалью, украшены гранатами. На яйце рисунок: пруд, где плавают три лебедя. На крышке сундучка воспроизведена картина Васнецова “Три богатыря”.
Коллекционер не сомневается в подлинности изделий. На них имеются именное клеймо мастера и фирмы Фаберже и фирменное клеймо Петербургского окружного пробирного управления – женская головка в кокошнике с пробой. Причем женский профиль в кокошнике повернут вправо. По словам коллекционера, это свидетельствует о том, что изделие могло быть изготовлено в период с 1908 по 1917 год. До 1908 года девушка в кокошнике “смотрела” влево.
На клейме, как и было принято в те времена, стоят инициалы мастера, который изготовил эти изделия, – «Н. З».
Многие пребывают в заблуждении, думая, что все изделия фирмы Фаберже выполнены руками самого Карла Фаберже. Но это не так. Великий ювелир основал в 1848 году в Петербурге свою первую ювелирную мастерскую. И, став поставщиком императорского двора, первым придворным ювелиром, собрал под свою крышу самых талантливых ювелиров со всей России. Штат Фаберже насчитывал сотни мастеров. И все изделия имели единое клеймо. Как повествует история, все мастера работали на Фаберже до глубокой старости. Ни один не ушел и не основал собственное дело.
Символ эпохи
История пасхальных яиц Фаберже – уже легенда. В 1883 году впервые император Александр III заказал Карлу Фаберже изготовить для императрицы Марии Федоровны пасхальный подарок. И, вероятно, думал получить от ювелира ожерелье или кольцо. Но Фаберже изготовил… пасхальное яичко.
Первое изделие мастер максимально приблизил к натуральному виду: снаружи белая скорлупа – белая эмаль, второй слой – золотой желток, а внутри золотая курочка с рубиновыми глазами и бриллиантовым гребнем. Курочка тоже была с секретом: внутри нее были рубиновое яичко и крохотная императорская корона.
Первое чудо Фаберже произвело в императорском дворце настоящий фурор! И с тех пор царская семья уже не представляла себе Пасху без пасхальных подарков от Фаберже.
Всего Карл Фаберже изготовил чуть больше пятидесяти таких пасхальных яиц. Каждое из них – вершина ювелирного искусства. Эти изделия стали символом эпохи и по сей день остаются визитной карточкой российского ювелирного искусства. Более ста лет они остаются на пике ювелирного, а теперь и антикварного олимпа. И пока еще ни один современный бренд не смог сместить их с этой вершины.
Татьяна ТЕН, Сергей БУЯНОВ (фото), Караганда