Под “особой охраной” - Караван
  • $ 491.71
  • 529.97
+4 °C
Алматы
2024 Год
9 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Под “особой охраной”

Под “особой охраной”

Статус особо охраняемой территории спасает рощу Баума от того, что ее до сих пор не раскромсали по кусочкам. В остальном же непонятно, в чем заключается эта самая особая охрана? В нескольких ржавых, давно не первой свежести шлагбаумах?

  • 29 Июля 2011
  • 2730
Фото - Caravan.kz

Красота… из окна автомобиля

Мы наведались в рощу Баума, заложенную еще в XIX веке, во вторник, 26 июля. Привлекательно она смотрится лишь со стороны проспекта Суюнбая – правительственной трассы, ведущей в аэропорт, да… на интернет-сайте Турксибского района Алматы. Даже сейчас частокол зеленых деревьев простирается, согласно официальным данным, на 3,5 километра – от проспекта Рыскулова по направлению к Алматинскому аэропорту. В самом широком месте роща примерно 900 метров.

Попасть в нее можно с разных сторон. Свою “экскурсию” мы начали с въезда в “легкие города” со стороны проспекта Суюнбая, возле железнодорожной будки с прикольным “ретроназванием” – “8-й околоток”. А вот дальше было совсем не весело. Уныние бьет наповал уже на подходе к роще. Колючки – выше человеческого роста. Мусор – со всех сторон, ржавый и покосившийся шлагбаум. Дальше – в том же духе. Неухоженные земляные тропы, нависающая над вами стена деревьев с обеих сторон. В общем – неместный поневоле вздрогнет: самое место снимать какой-нибудь киноужастик.

Верные Верному

Что же тогда говорить про не особо охраняемые места? А ведь речь идет о самой, пожалуй, знаменитой роще Алматы. Эдуард Баум (1850–1921 гг.) отдал жизнь, чтобы Алма-Ата стала зеленым городом-садом. Впрочем, здесь следует говорить обо всем семействе Баумов. Его глава – Оттон Матвеевич, согласно данным краеведов, был заведующим Пензенским училищем садоводства, он бесплатно присылал семена и саженцы в новый город Верный, ставший в марте 1921 года Алма-Атой. В наших краях он не был, но сумел “зажечь” Верным двух своих сыновей. Старший – Оттон (1842–1892 гг.) – приехал сюда в 1873-м. Эдуард (1850–1921) – в 1874-м. Оттон учился в университете в Казани, Эдуард получил образование в признанном научном центре России – Санкт-Петербурге. Краеведы называют Петровскую земледельческую и лесную академию. А ряд источников добавляет, что он окончил еще Санкт-Петербургский земледельческий институт.

 Оттон прежде всего известен своей многолетней работой, до самой кончины, на посту заведующего Казенным садом (сейчас это самый известный в городе парк культуры и отдыха). Эдуард Баум в Верном работал в должности семиреченского областного лесничего. Считается, что ему мы обязаны рождением целого ряда доживших до наших дней алматинских рощ. Самая знаменитая из них – роща Баума – заложена в 1892 году. Правда, историки поправляются: зеленые насаждения здесь были и раньше, но то, что она названа в советские времена его именем, считают заслуженным и справедливым. В 1892-м лесовод Баум обратился с письмом в городскую управу с просьбой выделить территорию для парка. Именно он придал лесопосадкам парковый вид, разбил сеть аллей, а среди традиционных для этих мест карагача и вяза прижились дубы, ясени, липы, березы…

Но знаменитая роща – далеко не единственная заслуга Эдуарда Баума. Благодаря ему появилось распоряжение об обязательной посадке горожанами 20 деревьев, причем саженцы выдавались бесплатно. О заметной роли Эдуарда Оттоновича в жизни Верного говорит и то, что именно он был председателем общества ревнителей просвещения. После Октябрьской революции 1917 года Баум остался заметной фигурой и даже был членом исполкома Алма-Атинского областного совета.

Просто жуть

Баум делал все, чтобы та же роща, названная в честь него, была настоящим украшением Алма-Аты. Но вот сейчас ее можно назвать украшением разве что сайта района города, где находится уникальный зеленый массив. Два фотоснимка плюс статья о Бауме. В каком состоянии роща сейчас – естественно, ни слова! Поэтому чиновников разных мастей, а самое главное – экологов, от которых зависит состояние легендарной рощи, я приглашаю осмотреть ее прежде всего со стороны 8-го околотка. Может, хоть тогда сердце екнет?

Сразу за шлагбаумом вас встретит ржавая, “израненная” табличка о том, что вы находитесь на территории памятника природы. Правда, этому месту больше подходит другое название – “могильник природы”. Неасфальтированные, неподметаемые дорожки и тропинки, ни малейшего намека на скамейки или урны. Уверен, многим здесь ходить страшновато… Удаляемся от аллеи вглубь. Запущенность со всей силой начинает колбасить по мозгам. И поскольку место здесь тревожное, то даже мусора – пустых бутылок, бумаги и прочего – здесь немного. Хоть какой-то, но плюс! Наконец, натыкаемся на площадку для дрессировки собак. Рядом – одна (!) скамейка, выкрашенная в жизнерадостный зеленый цвет. Такую же мы встретили затем у центрального входа в рощу – со стороны Большого Алматинского канала. Рядом с “собачьей территорией” – небольшой питомник саженцев дуба. Судя по чахлым стволам и сухой земле, не поливались они давно. Единственным ухоженным местом в этой части рощи является клочок земли, где в 1918 году красноармейцы расстреляли епископа Пимена. Но уход за этим местом, понятное дело, вовсе не заслуга каких-либо госслужб.

Имитация работы

Далее направляемся к центральному входу – тоже со стороны проспекта Суюнбая. С дороги мраморные “изделия”, извещающие о том, что с 1982 по 1985 год шло строительство канала, смотрятся вполне прилично. Во второй половине 80-х эта часть рощи Баума стала местом отдыха всего города. Мраморная отделка территории, сеть тротуаров, скамеечки, урны, детские площадки и даже пляж – все говорило о том, что БАКу в те годы уделялось много внимания. Сейчас от былой респектабельности остались лишь воспоминания. Бордюры крошатся, асфальт – в колдобинах, многие скамейки – без сидений, мраморная отделка отваливается. А в БАКе – ни грамма воды. Дорожки, понятное дело, не подметаются. Хотя, надо полагать, деньги на содержание этой части рощи Баума выделяются: можно вспомнить деревянную свежую скамейку, о которой говорилось выше, и урны нового образца, да выкрашенные, видимо, в прошлом году скамейки без сидений… Согласитесь – это не охрана и не поддержание памятника природы в надлежащем состоянии. В лучшем случае – имитация работы.

Напоследок ищем заезд из нижней части рощи, попетляв по улице Международной. Здесь также особой охраны не видно, но чувствуешь себя спокойнее, несмотря на виднеющийся везде сушняк, отсутствие урн и скамеек. Зато есть дорожки! Асфальтированные! И пусть они не обновлялись, судя по всему, с советской поры, хоть какая-то, но цивилизация!

Уже в редакции мы попытались найти хоть что-то о мероприятиях по приданию роще Баума достойного вида. Все, что нашли, – повторяющиеся из года в год уверения различных “ответственных лиц” о том, что будет сделано то-то и то-то. Обещать чиновники умеют! Недавно они заверяли, что в 2011 году будет проведена реконструкция рощи Баума. Уже июль прошел – где реконструкция?

Вот тут-то и родилось желание обратиться к Премьер-министру Кариму МАСИМОВУ:
Карим Кажимканович, будете в наших краях, остановитесь по пути из аэропорта, загляните на несколько минут в рощу Баума. Все увидите! Может, вас чиновники послушают, что столь уникальные памятники природы НЕЛЬЗЯ ТАК ОХРАНЯТЬ. ТЕМ БОЛЕЕ ТАК “ОСОБО ОХРАНЯТЬ”.