Прорыва не произошло. Опять получился довольно формальный съезд театральных деятелей. Все было в тех рамках, которых можно было ожидать от главного организатора мероприятия – Министерства культуры и информации Республики Казахстан. Театры-участники почти сплошь были государственными и через один – областными. Никаких действительно современных постановок, не говоря уже об экспериментальных. Провинциальность и инертность – вот что бросалось в глаза на фестивальных просмотрах.
Приз за лучший спектакль достался алматинскому театру Ауэзова. Постановка “Красавица и художник” по пьесе нашего современника Талаптана Ахмеджана открыла фестиваль и своими непривычными сюжетом, сценографией и даже паузами между репликами отличалась от увиденного на фестивале после.
Кроме ауэзовцев, Казахстан представляли Казахский ТЮЗ имени Мусрепова, театр мюзикла из Алматы “Аксарай” и Русский драматический имени Погодина из Петропавловска. Из Бишкека приехал небезынтересный молодежный телетеатр “Учур”. Узбекистан представлял Ферганский театр музыкальной драмы и комедии, Таджикистан – молодежный театр имени Вахидова из Душанбе и Кургантюбинский театр музыкальной комедии.
Традиционно узбеки и таджики привнесли балаганную пестроту в фестивальные показы. Зато именно их артисты были удостоены призов за лучшую женскую (Еркиной Хаттамова) и мужскую (Насриддин Нуриддинов) роли. Киргизы во время спектакля “Долгая дорога в Мекку” усадили зрителей прямо на сцене и получили приз в номинации “За активное освоение современной тематики”. Приз “За новое прочтение национальной классики” достался театру “Аксарай” Болата Атабаева. Режиссер взял за основу первую казахскую оперу “Кыз Жибек” и при помощи молодых и (не в пример многим) бодрых артистов действительно вдохнул жизнь в классический сюжет. Чтобы не обидеть никого из восьми трупп-участниц, призы раздавали в 12 номинациях.
Глядя на этот безусловно нужный, но проводимый будто бы для галочки форум, в голову приходят крамольные мысли. Его формат больше напоминает мероприятия, проводящиеся по указке сверху в столице. Так почему бы с самого начала не проводить фестиваль в Астане под министерским крылом?
Артем КРЫЛОВ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)