Под крышей дома моего - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Под крышей дома моего

Под крышей дома моего

Начало см.здесь

  • 22 Августа 2008
  • 1180
Фото - Caravan.kz

Воды! Воды!
По прогнозам международных экспертов, к 2015 году хроническая нехватка пресной воды коснется более половины населения планеты, ведь за последний век её потребление выросло в 7 раз (при том, что численность землян возросла всего в 3 раза).
Существуют и такие прогнозы, что в будущем всем привычное купание в ванной (и даже умывание) станут таким же преданием старины глубокой, как и чистая вода в арыках Алма-Аты, о которой еще помнят наши современники.
Сегодня не только фантасты, но и аналитики предсказывают нам, нерадивым землянам, недалекое будущее, когда влажные химические салфетки заменят нам умывание и купание. А питьевая вода будет лимитирована: в бутылочках и по талонам. Увы, это не футуристическая выдумка писателей-фантастов…
— Мы очень быстро к этому идем, — говорит Булат Есекин. — Вода у нас сейчас воспринимается как неисчерпаемый ресурс и стоит копейки. В Алматы до сих пор автомашины моют питьевой водой — нигде в мире нет такого вопиющего разбазаривания! Во многих странах давно уже разделяют техническую и питьевую воду, государственными стандартами обязывают применять новые технологии и экономически стимулируют сбережение воды.
Но для профессионалов очевидно: вода для Казахстана является главным лимитирующим фактором для его будущего развития. Нарастающие водные проблемы из-за освоения (разрушения) горных, водных, лесных и иных экосистем, бесхозяйственного использования воды и растущего водозабора со стороны соседних стран может уже в ближайшие десятилетия поставить точку в истории независимого Казахстана.
Если к экологическим мигрантам с Аральского региона добавятся беженцы с Каспия, Балхаша и Иртыша, то казахстанцам некуда будет бежать. Даже для города Алматы, с его главной «достопримечательностью» — известной на весь мир отравленной атмосферой, проблема водообеспечения в долгосрочном плане является все же основной. С каждым годом «Водоканал» углубляет забор воды из подземных источников из-за растущего загрязнения верхних горизонтов. На сколько лет еще хватит чистой воды? Кто в Алматы и государстве в целом возьмет на себя ответственность за бесхозяйственное использование питьевой воды?
Так что именно вода, а вернее, ее отсутствие может стать причиной того, что города Казахстана могут просто исчезнуть: люди будут вынуждены покинуть их. Так когда-то исчезали былые цивилизации: ученые находят тому подтверждение на местах нынешних пустынь в Северной Африке, Месопотамии, Средней Азии.
Изменяем сознание
Как же изменить ситуацию в мире, ведь пока прогнозы неутешительны… Миру угрожают многочисленные глобальные кризисы: энергетический (запасы углеводородов иссякают), продовольственный (плодородие земли снижается), экологический (разбалансировка климатической системы), водный (питьевой воды все меньше). Все они развиваются быстро, и любой из них может оказаться катастрофическим для всего человечества.
— Если мы поймем, что все взаимосвязано, и мы являемся частью Матери-Земли, то поменяется все наше поведение. Кризисы будут преодолены, если человек изменит свое мышление, свои ценности, и на смену конкуренции и противопоставления природе придет новая культура — культура экоцентризма — единства со всем миром.
Мир за последние годы сильно изменился и, возможно, поэтому все попытки найти свою особую национальную идею, по примеру других стран в прошлом, сегодня не имеют успеха. Наверное, нужно осознать новые реалии, свою зависимость от соседей и остального мира, отказаться от идей выживания в одиночку и желания опередить кого-то.
Не словом, а делом
— Если перейти на другой уровень и говорить об устойчивом развитии — как его применять на практике для страны — то это означает, что нужно коренным образом перестроить политику страны с учетом экологического фактора. Вот некоторые из ключевых направлений:
1. Развитие производств и территорий должно базироваться на экологическом районировании, т.е. на знаниях о благоприятных для планируемой хозяйственной деятельности природных условиях и экологических ограничениях, чтобы будущая производственная деятельность и природные процессы были согласованы и составляли взаимоподдерживающие системы.
Такой опыт уже есть в Швеции, Японии, Нидерландах. Нужно ли строить промышленные объекты там, где земля дает редкие по качеству на всей нашей планете овощи и фрукты; строить атомные станции, когда потери энергии при её производстве, транспортировке и потреблении составляют более 50%? Очевидно также, что не стоит на пастбищах выращивать пшеницу или убивать рыбу ради нефти — ведь она, в отличие от нефти, может кормить людей вечно. Подобные решения возможны на основе экологического районирования, а соответствующие методики были разработаны еще в союзное время.
2. Нужна иная макроэкономическая политика: макроэкономические меры экологической направленности дают гораздо больший экологический эффект чем чисто природоохранные программы, имеющие в основном локальный, вспомогательный или компенсирующий характер.
К таким мерам относятся структурные изменения в экономике и экспортной политике, реформирование налоговой системы и субсидирования и другие. Только за счет таких структурных изменений как, например, стабилизация и сокращение доли добывающих отраслей с одновременным развитием перерабатывающих отраслей, по оценкам российских ученых Бобылева и Перелета, можно сэкономить до 50% природных ресурсов при одновременном увеличении объемов конечной продукции и значительном сокращении отходов! За счет реструктуризации налогов в рамках общей их суммы по примеру Норвегии, США и других стран также можно существенно снизить потребление ресурсов и накопление отходов. Важную роль для устойчивого развития, особенно в Казахстане, могут выполнять рентные платежи, их использование для нужд общества и воспроизводства природных ресурсов.
3. Давно назрела реформа стандартов и нормативов. Со времен СССР природоохранная деятельность в Казахстане базируется не на экологических нормативах, а на санитарно-гигиенических, учитывающих здоровье человека, но не состояние экосистем. Без территориальных нормативов, основанных на экологическом районировании и оценке предельной ёмкости экосистем, природоохранная деятельность осуществляется как бы «вслепую», без экологических целей, и поэтому малоэффективна.
4. В отношении самих целей. Собственно экологических целей в Казахстане как не было, так и нет. Такие формулировки как «стабилизация», «улучшение», «охрана» и т.п., которыми изобилует любая правительственная или отраслевая программа, не являются целями. Что нам мешает установить конкретную цель, например: «снизить загрязнения атмосферного воздуха в городе Алматы по пыли или иному вредному веществу на 10% за год»? Дело городской администрации и ее служб разработать и реализовать для этого программу, используя все свои полномочия и механизмы.
Как результат мы имели бы ежегодные цели и практические результаты. В отсутствии целей городские службы отчитываются перечислением мероприятий, динамикой общих выбросов, количеством израсходованных средств, проверок, штрафов и т.д. То же относится и к другим объектам: Каспию, Балхашу, лесным, горным экосистемам. Сложно выстраивать политику, когда не определены цели.
5. Необходима новая система управления, основанная не на отраслевом или административно-территориальном принципах, а на экосистемном. Экосистемное управление означает новый тип управления, в котором экономические и социальные цели сбалансированы с экологическими, в котором хозяйственная деятельность поддерживается и поддерживает природные процессы, и в котором правительства, международные организации и общественность могут выйти за рамки узких ведомственных и административных границ, преодолеть проблемы фрагментарной ответственности и краткосрочных интересов для решения общих проблем.
6. На международном уровне Казахстану нужно использовать международные решения для реализации многосторонних программ и проектов по трансграничным экосистемам. Например, водно-энергетические проблемы с Центральной Азией и КНР легче решать не на двусторонней основе, а в формате Евразийских программ, где потенциал и интересы Европейских стран и России могут оказать существенную поддержку для сохранения водных экосистем Балхаша, Иртыша, Каспия и других, что, в конечном счете, выгодно и для наших соседей. Геополитический потенциал Казахстана может также послужить важнейшей и долгосрочной основой для будущего развития страны. Предстоящие в 2010 и 2011 годах международные конференции Общеевропейского и Азиатско-Тихоокеанского регионов, а также председательство в ОБСЕ и другие международные события предоставляют Казахстану хорошие возможности для создания более прочной институциональной, правовой и технической основы для решения трансграничных проблем, что, входит в интересы всего международного сообщества.
В целом же, по мнению Булата Есекина, необходима новая система ценностей и образования. Взамен всеобщей пропаганды потребления, разрушающей не только физические, но и духовные основы жизни, нужно научиться жить в гармонии с природой, брать из нее лишь необходимое для жизни.
Нам предстоит научиться самим и особенно научить наших детей жить скромно и гордиться этим!

Фото с сайта http://www.kaskad-house.com