Под каблуком у импорта. Казахстанцев обувают даже Мадагаскар и Тунис - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Под каблуком у импорта. Казахстанцев обувают даже Мадагаскар и Тунис

Под каблуком у импорта. Казахстанцев обувают даже Мадагаскар и Тунис

Поводом для написания этой статьи послужили… сапоги за 50–80 тысяч тенге в одном из магазинов Алматы. Это – цена со скидкой. Считай, месячная зарплата продавца в магазине или научного сотрудника. Откуда родом “золотая” обувь – военная тайна. Впрочем, догадаться несложно…

  • 23 Марта 2018
  • 18416
Фото - Caravan.kz

Парадокс: при наличии огромных стад баранов, коров, нефти и, как следствие, сырья казахстанское обувное производство село в калошу и составляет всего 2 процента, включая спецзаказы для военных и тюрем. А ведь когда-то изделия отечественных обувщиков шли на экспорт. Правда, с трудом верится?

Обувь – самый проблемный пунк­тик в многодетных, малоимущих и неполных семьях. Ведь цены на нее постоянно растут и зависят от курса доллара, евро, юаня и российского рубля по отношению к тенге. Все, что завозится в нашу страну, в основном покупается на эти четыре валюты. Обувают казахстанцев – в прямом и переносном смысле – все, кому не лень. Товар везут из Китая, Турции, России, Беларуси (эти четыре страны – основные поставщики), также из Испании, Португалии, Малайзии, Вьетнама, Тайваня, Гонконга, Латвии, Литвы, Италии, Кореи, Германии, ОАЭ, Польши, Чехии, Канады, США, Индии, Грузии, Украины, Азербайджана, Киргизии, Узбекистана, Пакистана, Ирана…

Среди экспортеров – Мадагаскар, Австралия, Тунис…

По данным комитета по статистике РК, в списках экспортеров за январь – октябрь 2016 года значится более 90 стран! Например, Босния и Герцеговина: отсюда к нам пришло 109 пар водонепроницаемой обуви с металлическим подноском на подошве, верхом из резины или пластмассы. Венгрия поставила в Казахстан 1 374 пары лыжных ботинок и ботинок для сноуборда.

Прочая спортивная обувь на подошве и с верхом из резины, пластмассы завезена в объеме 6 миллионов 680 тысяч 440 пар. Львиная доля принадлежит Китаю – 6 миллионов 615 тысяч 567 пар на сумму 21,6 миллиона долларов. На долю стран СНГ приходится всего 30 558 пар. В списке есть Иран – 1 125 пар, Пакистан – 1 230 пар, Мьянма – 12 пар, Тунис – 53 пары.

А вот обувь на подошве из резины, пластмассы, натуральной или композиционной кожи с верхом из натуралки казахстанцы носят от производителей более… 70 стран! Обратимся к данным комитета. Среди поставщиков есть страны с развитой легкой промышленностью, как Албания (2 336 пар), Бразилия (4 735), Бангладеш (6 959), Испания (62 328), Италия (82 924), Португалия (34 404), Турция (109 560), Тунис (11 990), Вьетнам (46 565), Доминиканская Республика (756). Лидер поставок – Китай (3 миллиона 859 тысяч 178 пар).

К моему удивлению, в нашу страну завезли даже башмаки, произведенные на острове Мадагаскар, – в прошлом году прибыло 46 пар. Из Танзании – 26 пар. 30 пар обуви с верхом из текстильного материала каким-то чудом добрались из Австралии.

Сапожник без сапог

Доля казахстанского производства в общем объеме обувного рынка ничтожна: всего 2 процента. Ежегодно Казахстан импортирует 64 миллиона пар обуви, а выпускает, по данным комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИР РК, 1 миллион 558 тысяч пар (2015 год).

Местные предприятия в основном ориентированы на выпуск военной обуви для силовых структур и специальной рабочей обуви, в небольшом количестве производится повседневная обувь (сланцы, калоши, резиновые сапоги, обувь для рыбаков и охотников и др.). Основные производители – ТОО “Жамал-ай” (Мангистауская область), АО “Жетысу” (Алматы), ТОО “ТаразКожОбувь” (Жамбылская область), ТОО “Самхат” (Акмолинская область), ТОО “Семипалатинская обувная фабрика” (ВКО), ТОО “Казлегпром-Алматы” (Алматы).

Что делается для того, чтобы изменить ситуацию и обеспечить востребованным товаром казахстанцев? Ведь среди стран – участниц Таможенного союза Казахстан в проигрышном положении, Россия, Беларусь прочно удерживают позиции лидеров на всем постсоветском пространстве. Беларусь может полностью обуть не только свое население, но и экспортирует более чем в 20 стран мира.

В комитете сообщили: в рамках Карты индустриализации в период с 2010 по 2015 год запущены две фабрики по производству обуви в Южно-Казахстанской области – ТОО “Южно-Казахстанская обувная фабрика” мощностью 3 миллиона 760 тысяч пар в год и ТОО “Хаят” мощностью 1 миллион 656 тысяч пар в год. В прошлом году запущен проект ТОО “Казлегпром-Алматы” – “Модернизация и запуск новой линии по производству обуви” на общую сумму инвестиций 250 миллионов тенге с мощностью 100 тысяч пар обуви в год.

Идет модернизация и алматинской фабрики “Жетысу”, которая работает с 1931 года. Старожилы помнят: в советские времена ее продукция расходилась по всему Союзу. К примеру, отправляли в Армению, которая тоже славилась обувным производством. Наши туфли стояли на полках магазинов Ленинграда, Москвы. И часто командированные алматинцы привозили из Москвы красивую обувь родной фабрики “Жетысу”. При этом ассортимент в магазинах Алма-Аты был достаточно скромным. Фабрика получала фурнитуру, сырье из разных городов, были даже контракты с итальянцами – образцы дорогой итальянской кожи до сих пор хранятся на фабрике. В 90-е годы производство пришло в упадок. В 2000-е вновь пошли заказы. Я вам больше скажу – в 2005-м фабрика получила золото от Международного фонда в Женеве за высокое качество в деловой практике. Сегодня она выпускает более 100 моделей разной промышленной обуви.

Шкурный вопрос

Пока, по данным Ассоциации предприятий легкой промышленности РК, местные производства загружены всего на 10–12 процентов. Парадокс: в стране, где есть свои овцы, коровы, козы, катастрофически не хватает сырья!

Как нам сообщили в комитете индустриального развития и промышленной безопасности, около 90 процентов сырья (в виде хлопка-сырца, необработанной кожи, немытой шерсти) экспортируется за рубеж. Предприятия вынуждены использовать в работе импортные ткани, кожу, нити, фурнитуру, подошву для обуви, которые в Казахстане почти не производятся. Это влечет за собой высокую цену изделий и неспособность конкурировать по цене с импортной продукцией.

Ежегодно в стране производится более 10 миллионов штук необработанных шкур. В 2015 году произведено 2,6 миллиона штук шкур КРС и 7,7 миллиона штук шкур МРС. При этом перерабатывается не более 30 процентов от общего объема.

Основная продукция кожевенных заводов – кожевенный полуфабрикат “вет блю”, “краст”, который экспортируют в Китай, Италию, Турцию и другие страны. Обувную кожу выпускает только предприятие в Таразе.

– Беларусь и Россия с 2013 года ввели запрет на вывоз шкур в необработанном виде, и наша ассоциация добивалась введения такой же меры в Казахстане, – говорит президент Ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любовь ХУДОВА. – И вот только с 1 ноября 2016 года введен запрет на вывоз шкур КРС сроком на 6 месяцев. Мы еще не успели проанализировать, что это даст. Потому что образовалась дыра в Киргизии, туда тоже шкуры утекают – под видом обработанных идут необработанные. По бросовым ценам через подставные фирмы их увозят в Китай.

Россия, Беларусь уже дошли до глубокой переработки шкур, то есть доведения их до кожи. И сейчас в Евразийском союзе обсуждается вопрос – Россия, Беларусь вводят запрет на вывоз полуфабрикатов. Мы пока на предыдущем этапе. К нам возвращается обувь из нашей же кожи с высокой добавленной стоимостью, создавая в других странах рабочие места. Обувь, одежда прессуются и завозятся кубами. Налог платится с тонны. Конечно, это снижает конкурентоспособность отечественных товаров.

Обувщик: итальянская кожа дешевле

– А вы верите, что когда-нибудь мы будем носить собственную обувь из экологически чистой кожи?

– Да, при поддержке правительства, желании существенно изменить отрасль. 5 миллионов киргизов одевают почти весь Казахстан. 5 процентов рынка в России они заняли по одежде. Правительство Киргизии освободило предприятия легкой промышленности от всех видов налогов. Они платят условно, за 10 единиц швейного оборудования. Новый президент Узбекистана также освободил от налогов легкую промышленность. У нас налоговых послаблений на пошив обуви нет.

Необходимость декларировать завезенное для производства сырье по инвойсам, уплачивать таможенные пошлины, а также НДС, таможенные сборы – все это утяжеляет себестоимость выпускаемой продукции.

Местные обувщики, изготавливающие обувь на заказ, рассказали, что приходится покупать иностранное сырье.

– Кожу я заказываю в Италии, у производителей – это мне обходится дешевле, чем покупать казахстанскую, – пояснил обувщик с опытом работы около 30 лет Нико. – Таразская кожа годится только на солдатские ботинки.

– А сколько стоит в среднем сделать туфли на заказ?

– Ручная работа всегда дорогая. Средней цены нет – все зависит от кожи, сложности модели.

Что еще губит обувную отрасль? Использование поддельной продукции, параллельный импорт и “серые” схемы, связанные с уходом от налогов и платежей, продажа продукции сомнительного происхождения через мелкие магазины, Интернет, отсутствие рекламы отечественных товаров….

Страшные последствия балеток и сандалий

Качество привозной обуви – больная тема. На товаре, что продается на рынках, в большинстве случаев нет маркировки, как и сертификатов. Специалисты говорят: дешевая китайская обувь отрицательно влияет на здоровье наших детей – она не адаптирована на ногу казахстанца, тем более при ее формировании.

Еще в 2009 году депутаты парламента обратились к экс-премьер-министру Кариму Масимову с запросом по поводу обувного рынка страны. В нем открытым текстом говорится: “Ношение такой обуви (имеется в виду некачественная китайская обувь.– Прим. авт.), особенно в детском возрасте, неизбежно ведет к появлению или обострению таких опасных заболеваний, как плоскостопие, артроз, сколиоз, аллергические и грибковые заболевания, а также к расстройству вестибулярного аппарата, снижению работоспособности и жизненной активности. Эти заболевания у молодежи становятся массовыми, что отрицательно сказывается на обороноспособности страны”.

Но альтернативы, увы, пока нет…