Под грифом "Секретно" - Караван
  • $ 482.86
  • 533.17
+8 °C
Алматы
2024 Год
3 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Под грифом "Секретно"

Под грифом "Секретно"

Со вступлением в силу изменений в Закон "О государственной тайне" в Азербайджане станет меньше сведений, относящихся к закрытым данным.

  • 19 Сентября 2006
  • 1248
Фото - Caravan.kz

В настоящее время в постоянной парламентской комиссии Милли меджлиса по обороне и безопасности обсуждается вопрос, связанный с внесением изменений в Закон «О государственной тайне».
Как сообщил председатель комиссии Зияфет Аскеров на заседании, состоявшемся в прошлый четверг, после внесения изменений в закон, информация, считающаяся государственной тайной, станет доступной для иностранных государств и международных организаций. Причем, правила получения этой информации будут определять соответствующие исполнительные власти. Документ уже предложен на обсуждение Милли меджлиса.
Кстати, в России некоторое время назад был утвержден новый перечень данных, относящихся к гостайне, в котором более 100 секретов. Например, со вступлением нового документа были засекречены данные о потерях личного состава Министерства обороны в мирное время.
Закрытой также признана информация о степени обеспечения безопасности населения, создании и модернизации военной техники, новых видов топлива, космических разработках, новейших средствах биологической, ветеринарной и медицинской защиты.
В список составляющих гостайну сведений, попали все достижения науки и техники, которые могут быть использованы в создании принципиально новых изделий или технологических процессов в различных отраслях экономики.
Засекреченной в России должна быть даже информация об экспорте и импорте в страны бывшего СССР. Правда, лишь в случае военных действий на их территории или в России.
Особое внимание составители перечня данных, относящихся к гостайне, уделили источникам информации по военным и политическим вопросам. Любые сведения о таких информаторах теперь будут охраняться особенно тщательно.
А вот данные об объемах запасов, добыче и потреблении платины и природных алмазов, не находящихся в Госфонде и в Центробанке России, исключены из перечня сведений, составляющих гостайну.
Между тем, как подчеркнул в интервью Эхо депутат Милли меджлиса, член постоянной парламентской комиссии по обороне и безопасности, заместитель председателя партии «Ана Вэтэн» Захид Орудж, в принципе, первоначальный закон «О государственной тайне» АР был практически полностью списан с российского документа и имел много унифицированных моментов, которые пришло время исправить в соответствиями с сегодняшними реалиями азербайджанского государства. Тем более, что, по словам парламентария, уровень свободы и демократии в государстве определяется открытостью и доступностью информации для гражданского общества.
«Конечно, в любом государстве власти стараются, как можно больше информации держать под грифом «Секретно», как, например, было в СССР, где любая информация находилась в полном распоряжении властей.
Но сегодня Азербайджан — демократическое государство, а особенность демократических государств заключается в том, чтобы гражданское общество по максимуму могло получать информацию», — сказал Захид Орудж.
Вместе с тем он указал, что, как правило, гостайны подразделяются на три категории, которые «сортируются» по сроку секретности на 5, 15 и 25 лет.
Что же касается отечественного закона, который будет регулировать сферу закрытых сведений, то, как отметил народный избранник, главная цель внесения изменений в
документ — как можно больше открытой информации.
В частности, как он сообщил, на данный момент предложено около 2000 изменений. Например, есть в новом варианте закона положение, согласно которому Азербайджан открывает доступ к информации для иностранных государств и международных организаций. Все сведения они смогут получить из соответствующих структур, добавил депутат ММ.
При этом Орудж отметил, что, например, в США после того, как истекает срок секретности той или иной информации, она публикуется в специальном каталоге, то есть становится доступной для гражданского общества. К сожалению, в нашей стране, этого сделать не удалось, заключил зампред партии «Ана Вэтэн».
В свою очередь директор Правозащитного центра (ПЦ) Эльдар Зейналов сказал Эхо, что в том, что основным принципом обновленного закона станет доступность и открытость информации, нет ничего плохого.
«Сейчас во всем цивилизованном мире наблюдается тенденция открытости и доступности сведений, а сокрытие информации — удел бюрократии», — указал Зейналов.
Причем, по его словам, в первую очередь вопрос рассекречивания связан с борьбой с терроризмом. То есть, если у государства есть оперативные данные по поводу радикальной террористической группировки, естественно, она не будет открыта для СМИ и гражданского общества, но она станет доступной для международных структур, которые борются с терроризмом», — объяснил Эльдар Зейналов.
Правозащитник считает, что какая-то часть информации, безусловно, должна быть открытой для международных организаций. Правда, есть у эксперта некоторые опасения по поводу того, что обновленный закон может стать новыми правилами игры в одни ворота: «В любых партнерских отношениях всегда есть старший и младший. А будут ли, например, американцы открывать свои секретные файлы по запросу азербайджанских властей?».
Причем, как он предупреждает, если сложится именно такая ситуация, это может нанести серьезный ущерб государственным интересам Азербайджана.
«Например, какая-то организация получит информацию военного характера от Азербайджана, а там работает рядовой сотрудник армянского происхождения. Он может скопировать эту информацию и передать ее в Армению», — предупреждает глава ПЦА.
Впрочем, по его словам, если уж Азербайджан интегрирует в европейское и мировое сообщество, то часть государственных тайн должна стать общими — это неизбежно.
Однако, как заявил в беседе с «Эхо» другой депутат Милли меджлиса, заместитель председателя постоянной парламентской комиссии по обороне и безопасности, член политсовета правящей партии «Ени Азербдайджан» и отечественной делегации в ПАСЕ Айдын Мирзазаде, будут открыты только те государственные секреты, которые не представляют угрозы для национальной безопасности и устоев Азербайджана.
В частности, как говорит парламентарий, речь идет об оккупации 20% азербайджанской территории армянами.
«У нас должна быть сильная армия с современной материально-технической базой и кадровым потенциалом. И естественно, информация об этом не будет предоставляться. Вообще, у нас будет несколько больше закрытой информации, чем в других странах.
В основном она будет касаться военной сферы», — подчеркнул парламентарий.
В целом же, как сказал Эхо Мирзазаде, основной принцип внесения изменений в закон «О государственной тайне» связан с тем, чтобы в стране было как можно меньше закрытой и секретной информации. А в остальном, по словам депутата ММ, проблем быть не должно. Во всяком случае, что касается научных тайн и результатов каких-то исследований, то открывать или скрывать информацию об этом — дело научно-исследовательских институтов и коммерческих предприятий.
«Я бы сказал, что это уже относится к коммерческой тайне, и мы не имеем права вмешиваться в такие дела», — добавил Айдын Мирзазаде.
Что же касается государственных тайн, то в данном случае, как советует функционер правящей партии, пример нужно брать с европейских стран, модель которых в большей степени подходит Азербайджану.

Н.АЛИЕВ, Р.МАНАФЛЫ, Л.МУРСАЛОВА