И хотя визит носил неофициальный и почти секретный характер, стало известно, что не за свежими впечатлениями прибыли российские чиновники — их всерьез заинтересовал опыт рыночных реформ.
Зачем Путину реформы Казахстана
Многие экономисты России открыто признают успехи Казахстана в области экономических реформ и предлагают перенимать опыт соседа. Совсем скоро утихнут баталии выборов, танки вернутся в ангары, и россиянам надо будет решать, как жить дальше. Россия стоит на перепутье: нужно проводить реформы, а подступиться страшно. До сих пор нет принципиального решения по проведению структурных реформ. А потому политическая верхушка занята поиском адекватных решений. Каков будет путь развития страны — свой собственный или же смикшированный из всего лучшего, что уже обрели другие страны?
Судя по тому, насколько активно сейчас изучается уверенная поступь ближайшего соседа, добившегося заметных успехов, можно предположить, что, скорее всего, это будет нечто-то свое отечественное с небольшой оговоркой «ссылаясь на опыт других стран».
Центр стратегических разработок, созданный в преддверии прошлых выборов первого лица государства, должен будет определить главные задачи экономического развития страны и пути их решения. Задача-максимум, скорее всего, и станет экономической программой Владимира Путина на выборах президента весной следующего года.
(В порядке лирического отступления: премьеру выборы не грозят, а потому он спокойно может позволить себе заниматься текущими делами, совершенно не думая о завтрашнем дне). Уже сегодня можно предположить, что это будет за программа. Советник президента Андрей Илларионов, недавно побывавший в Казахстане и ознакомившись с казахским «экономическим чудом», сразу, не испытывая каких-либо сомнений, заявил, что Россия должна брать пример с Казахстана по проведению структурных реформ. Именно для изучения опыта проводимых реформ к нам и прибыла столь солидная группа экспертов. «Мы собираемся учитывать опыт Казахстана во всех сферах. Наши страны имеют общую ментальность и общие проблемы» — не скрывал Герман Греф в Астане.
Брать или не брать?
В Москве, правда, не все согласны с тем, что стоит перенимать опыт Казахстана. «Реформы, над которыми мы бьемся годами, в Казахстане проводились волевым решением «сверху», — говорят чиновники в кулуарах, совершенно не задумываясь над тем, что исполнительной власти в отдельных случаях нужно демонстрировать свою власть и силу. Ведь, если разобраться, Казахстану было ох как нелегко проводить ту же жилищно-коммунальную реформу, но — не оступились, и уже давно ни у кого, даже у простых граждан, не возникает желания повернуть все вспять. Казахстан сумел продемонстировать всему миру успехи в проведении именно быстрых рыночных реформ.
Пять составляющих этого успеха: реформирование финансового сектора, государственной службы, пенсионного обеспечения, электроэнергетики, жилищно-коммунальных хозяйств. В стране проводится политика уменьшения налогов и сокращения государственных расходов, наблюдается устойчивый экономический рост. По темпам роста ВВП Казахстан занимает лидирующее положение на постсоветском пространстве.
В России положение несколько другое. Там созданы достаточно сильные рыночные институты — фондовый рынок, банковский сектор, — в то же время в зачаточном состоянии находится пенсионная реформа, реформа ЖКХ, принятие закона частной собственности на землю.
Да, наше благополучие во многом зависит от цен на энергоносители и благо, что последние годы рыночных становлений, эти цены держатся на благоприятном для нас уровне. В Казахстане эти деньги идут на развитие страны, ее экономики. Один перенос столицы (на что долго не могла решиться даже Германия) чего стоит. Благодаря реформам в нашу страну пошли инвестиции.
Брать. Но что — вопрос
Что же российские министры намерены взять на вооружение у Казахстана? Особо привлекательна для Германа Грефа — административная реформа. И это не лесть. Казахстан первый на пространстве СНГ ввел в практику прием на госслужбу строго на конкурсной основе. Государственные служащие имеют возможность повышения квалификации, включая стажировку за границей, что, безусловно, сказывается на карьерном росте. И хотя совсем недавно было принято решение о коррекции модели государственной службы — теперь она у нас не позиционная, а карьерная, серьезных изменений (или, не дай Бог, сбоев!) не произошло. Без аттестации, которая проводится регулярно, чиновники не могут рассчитывать на продвижение по службе и повышение зарплаты. На работу в правительство и исполнительские структуры пришло новое поколение — молодежь составляет 80 процентов.
Второе, чем российские чиновники интересовались особенно живо — пенсионная реформа. В свое время в Казахстане было много споров по пенсионной реформе, были сомнения. Сейчас уже дебатов по этому поводу практически нет. Все казахстанцы откладывают сами себе на пенсию, в виде обязательных и добровольных отчислений. Накопительный пенсионный фонд каждый выбирает по своему усмотрению, и при желании может перевести свои сбережения в более доходный.
Деньги не просто сохраняются, но и работают на экономику и приносят доход будущему пенсионеру. Сумма накопительных вкладов граждан Казахстана уже перевалила за 1,3 миллиарда долларов. Но самое главное — государство взяло на себя ответственность в случае банкротства НПФ выплатить вкладчику его взносы с учетом инфляции.
И третий кит — реформа жилищно-коммунального хозяйства. Государство перестало содержать жилищный фонд и быть посредником между жильцами и теми, от кого зависит их нормальная комфортная жизнь. Население напрямую заключает договора с поставщиками тепла, воды, света и газа. Заплатил — будет свет, нет — и света нет. При этом государство осуществляет контроль за уровнем цен поставщиков. Малообеспеченные слои населения получают адресные компенсации, если на оплату коммунальных услуг приходится более 30 процентов душевого дохода.
Большой секрет маленькой компании
Секретная миссия, уезжая в Москву, дала понять, что в Казахстане ей очень понравилось: и как правят правители, и как живут простые граждане. Россия намерена интегрироваться с Казахстаном, унифицировать законодательство и вообще — бок о бок шагать в будущее. Что же до оценки институциональных реформ, то они не прозвучали. Впрочем, такой задачи и не стояло перед эмиссарами — публично озвучивать планы. Потому что это пока большой секрет не только для электората, но и для большинства членов российского правительства.