Уникальное для региона производство запущено в декабре 2015 года. Стоимость проекта – 2,5 миллиарда тенге, это совместное предприятие с СПК “Атырау”, доля которого 49 процентов.
Монголия убедила
Директор ТОО “CASPYI LANA ATYRAU” Назгуль ЕСМАХАНОВА долго отказывалась возглавить это производство. Успешно работала в одной из кредитных корпораций. Одним из клиентов финансового института был учредитель Атырауской фабрики по переработке шерсти бизнесмен Алимжан БАЛЖИГИТОВ. Однажды он предложил Назгуль работу исполнительного директора своего предприятия. На отказ организовал поездку в Монголию, чтобы только после этого она дала свой окончательный ответ.
Там Есмаханова увидела, как можно грубую грязную шерсть овец и верблюдов превратить в высококачественное сырье. Вернувшись из этой страны и согласившись на предложение бизнесмена, начала штудировать литературу, связанную с переработкой шерсти животных. Из Алматы в Атырау по приглашению акимата приехал профессор Мурат ОТЫНШИЕВ – консультировать по развитию проекта. Дело мастера боится
Сегодня, по мнению Назгуль Есмахановой, стоять у истока такого производства – удача, главное – заниматься любимым делом и знать, что твоя работа несет людям благо.
Раньше в Прикаспии шерсть животных выбрасывалась, просто закапывалась в землю. Теперь каждый волосок идет в дело. Но часто атырауские животноводы шерсть продают перекупщикам, а те в свою очередь отправляют за рубеж. Хозяевам крестьянских хозяйств выгодно работать за наличный расчет, а предприятие, возглавляемое Назгуль, закупает сырье по безналичному. Поэтому хозяйка фабрики сама организовала сбор по крестьянским хозяйствам и на средства предприятия делает сертификаты. На фабрике шерсть моют, получают пух, после чего на выходе 100-процентная овечья и верблюжья пряжа.
– Мощность фабрики – 400 тысяч погонных метров ткани, и из них выпускаем 200–300 тысяч одеял и пледов, – поясняет Назгуль Есмаханова.
Когда колкость уместна
Овец стригут два раза в год – весной и осенью. Переработка их шерсти затратная, из одного килограмма получается всего 300 граммов пуха. Такая шерсть не пользуется спросом, к примеру, одеяла выходят жесткими, колкими, и они не поддаются окрашиванию. Но из нее хорошо получаются национальные предметы быта – кииз, то есть теплый легкий войлочный ковер, валенки и т. д. А у овец-мериносов из килограмма шерсти выходит почти столько же пуха. У верблюдов в этом отношении тоже хорошая шерсть. Сегодня ее смешивают с шерстью овец полутонкого сорта из Актобе, Караганды.
По словам директора ТОО, верблюжью шерсть предприятие принимает в неограниченном количестве. Отменное качество у мангистауских верблюдоводов, ценится шерсть белого верблюда. Обычная коричневая относится ко второму сорту и принимается по 300–350 тенге за килограмм. Сегодня, пока не созданы заготовительные пункты в районах, шерсть принимают у частных лиц по 5–10 мешков. Работа заготовительных пунктов намного облегчила бы работу предприятия, потребность в сырье составляет 60 тонн в месяц.
Шерсть верблюдов надо расчесывать, но сейчас ситуация такова, что владельцы не то что не чешут своих питомцев, даже не стригут. Раньше это было обязательным требованием. Шерсть козы надо обязательно периодически расчесывать – это же пух. Животноводы машут руками – куда там, некогда и некому коров доить, не то что козу расчесывать.
В коллективе CASPYI LANA ATYRAU 50 работников, большинство из которых жители Атырауской области. Сегодня Назгуль Есмаханова – в поиске рынка сбыта продукции своего предприятия.
– Нужен оптовый рынок, над этим работаем, – поясняет она “КАРАВАНУ”.
Товар выпускается действительно шикарный, одеяла и роскошные пледы в деревенском стиле из верблюжьей шерсти на ура расхватывают покупатели, а иностранные специалисты даже не скрывают восхищения, цокают языком и везут покупки за тридевять земель в качестве подарков.
Атырау