Почему заявлению о приходе Тинькова на казахстанский рынок не стоит придавать значения - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему заявлению о приходе Тинькова на казахстанский рынок не стоит придавать значения

Почему заявлению о приходе Тинькова на казахстанский рынок не стоит придавать значения

Группе "Тинькофф" с ее капитализацией следует задуматься о развитии зарубежного бизнеса, она изучает разные возможности, заявлял ранее основной владелец группы Олег Тиньков.

  • 25 Марта 2021
  • 1891
Фото - Caravan.kz

"С такой капитализацией, с таким капиталом уже, наверное, имеет смысл думать про то, чтобы пойти куда-то за пределы России",сказал бизнесмен в ходе прямого эфира в Clubhouse. — Думаем, смотрим. Наверное, пора… Наша капитализация — исторический день — 12 миллиардов долларов превысила".

Он отметил, что так или иначе в Европе TCS Group присутствует через свои инвестиции в проект выходцев из "Тинькофф банка" — Vivid Money.

"В общем и целом мы, можно сказать, уже в Европе есть как-то, но мы еще смотрим на другие рынки. Потому что, помимо Европы, существуют еще (другие рынки), Земля большая", — сказал он.

Также, по словам Тинькова, группа смотрит и на то, как вывести брокерский бизнес на рынок Казахстана.

"Казахстан — интересный рынок, маленький, правда, но интересный. Думаем. Нужно думать только, как туда правильно зайти, потому что все эти страны, бывшие СНГ, они непростые. Думаем, интересно, Казахстан, наверное, будет самой интересной из всех стран. Именно для инвестиций, для "Тинькофф инвестиций", для брокерского бизнеса", — добавил он.

Станет ли развитие брокерского бизнеса группой "Тинькофф" в Казахстане логичным шагом? Какова вероятность прихода TCS Group в РК и при каких условиях это может произойти? На эти и другие вопросы корреспонденту медиа-портала Caravan.kz ответил отечественный эксперт и аналитик Wall Street Invest Partners Данияр Джумекенов.

— Вероятность прихода TCS Group в Казахстан крайне мала, о чем свидетельствуют комментарии ее основателя, который назвал рынок "маленьким", отметил аналитик в начале беседы. — С другой стороны, он готов рассмотреть инвестиции в казахстанские финтех-проекты, и в этом нет ничего удивительного.

Сфера финансовых технологий активно развивается в Казахстане: в 2020 году было совершено 2,9 миллиарда безналичных платежей на сумму, превышающую 35 триллионов тенге. По сравнению с 2019 годом этот объем вырос в 2,5 раза. Разумеется, пандемия ускорила процесс внедрения новых решений, однако он начался уже давно. При этом перспективы дальнейшего развития сохраняются.

— Но если приход столь крупного игрока на казахстанский рынок все же состоится, стоит ли отечественным банкам задумываться о возможной конкуренции?

— Сейчас во всем мире наблюдается тренд на цифровизацию и уход в онлайн: компании стремятся удовлетворить потребности клиентов и максимально упростить процесс взаимодействия с маркетплейсами. Вполне уместно будет привести пример Kaspi, компании, которая успешно провела IPO на Лондонской фондовой бирже в конце прошлого года. Думаю, представить себе жизнь без услуг этой фирмы уже довольно сложно. Это электронная коммерция, финтех и система платежей — крайне популярное сочетание. В качестве аналогов из других стран можно назвать MercadoLibre из Аргентины, Sea Ltd из Сингапура и многие другие. 

В таких условиях приходить на казахстанский рынок и конкурировать с уже устоявшимися игроками довольно сложно. Гораздо целесообразнее инвестировать в проекты и рассчитывать на долю прибыли компании, которая гораздо лучше знакома со всеми нюансами ведения бизнеса в стране.

Прямой приход TCS Group в Казахстан возможен разве что в сфере брокерских услуг, данное направление в стране находится на самой начальной стадии развития. Правда, рассчитывать на бурное развитие отрасли пока не приходится, так как большинство казахстанцев все еще устраивают большие проценты по депозитам, приносящие ощутимую номинальную доходность.

— Россия, которая переживает довольно сильный кризис, сейчас рассматривает варианты рынков сбыта, в том числе и казахстанский. Какими путями Россия будет пытаться войти в казахстанский бизнес и чего из этого следует ожидать?

— Не думаю, что у российских компаний возникла какая-то острая потребность в срочном выходе на казахстанский рынок. Пандемия нанесла одинаковый удар по потребительской активности почти всех стран мира, так что каких-то кардинальных изменений в стратегиях корпораций не произошло. Хотя, конечно же, российские компании по-прежнему заинтересованы в реализации своих товаров и услуг на казахстанском рынке, где они присутствуют довольно давно.

В период январь-ноябрь 2020 года товарооборот между странами сократился на 4,6 процента, до 17,2 миллиарда долларов, но благодаря улучшению эпидемиологической обстановки в скором времени ситуация должна нормализоваться. Главным образом из России импортируется сельхозпродукты, причем в 2020 году объемы закупок увеличились: страна приобрела больше молочной продукции на 11 процентов, мяса — 33,6 процента, мяса птицы — 56 процентов и т.д. Чиновники пытаются снизить зависимость от импорта: определены конкретные пулы инвестиционных проектов для развития собственного производства. Вполне возможно, что поучаствовать в процессе захотят и инвесторы из России.

Следует понимать, что российский рынок из-за его величины представляет крайне высокий интерес для национальных компаний, которые смогут значительно увеличить клиентскую базу и доходы благодаря экспансии. В стране создаются отличные условия для развития проектов, а столица республики занимает второе место в мире в рейтинге быстро растущих стартап-экосистем мира. Так что в скором времени мы можем увидеть, как казахстанские проекты осваивают рынки соседних стран, резюмировал господин Джумекенов.