Почему зарабатывать едут за рубеж, а работать - в Казахстан? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему зарабатывать едут за рубеж, а работать - в Казахстан?

Почему зарабатывать едут за рубеж, а работать - в Казахстан?

Встреча с аксакалами культурной и ученой общественности, беседа в стенах Академии наук республики, присутствие на масштабных военных учениях, увольнение министра транспорта и коммуникаций, - таков краткий итог деятельности главы государства в последние дни. Режим работы, что и говорить не очень щадящий. Но и премьер-министр РК почти не спал в это время. Чего стоят проведенные им в понедельник совещание по вопросам малого бизнеса, во вторник - заседание правительства, и, наконец, поездка по двум областям республики. Жизнь на верхушке власти просто бьет ключом. А, что же мы?..

  • 19 Апреля 2002
  • 2688
Фото - Caravan.kz

Нам хлеба не надо, — работу давай!
А мы тоже не спим, и потихоньку работаем. Пока это получается неплохо. Во всяком случае, так можно оценить некоторые статистические данные, опубликованные на днях. К примеру, за I-й квартал текущего года объем подрядно-строительных работ вырос почти на 30 процентов и составил в сумме 31,5 миллиарда тенге. Я пишу эти цифры, не для того чтобы заполнить интернет-пространство, а для того чтобы вы взяли калькулятор и поделили это число на 152,69 (официальный курс доллара к тенге).
Впрочем, можете не брать. Все равно получится: 206 миллионов 300 тысяч 347 долларов. Именно на такую сумму и освоено в нашей стране строительных работ за первые три месяцы 2002 года. Неплохие деньги получились, да?
Другое дело, что весьма непросто сейчас найти тех казахстанцев, которые на себе почувствовали реальную прелесть этой суммы. Они есть. Но их трудно обнаружить с первого раза.
Министра нет. Объем грузоперевозок есть
Неплохим примером того, что жизнь движется вперед, несмотря ни на что, явились на этой неделе два факта. Первый: окончательное снятие с министерского поста Аблая Мырзахметова.. Второй: госстатистика объявила о росте по сравнению с прошлым годом на 9 процентов объема грузоперевозок в стране. То есть, министра уже нет, а поезда-то по стране все бегают…
Господин Мырзахметов на днях (тогда еще в качестве временно отстраненного от поста министра транспорта и коммуникаций) дал пресс-конференцию, где отверг все претензии прокуратуры к своей личности. Мотив был один: если на железной дороге, что и происходило нехорошего, нельзя сразу первого ее руководителя подозревать во всех грехах. Прокуратура к этой мысли не прислушалась и завела на тогда еще министра уголовное дело (или даже дела). Вслух, при этом, были сказаны слова о миллиарде незаконно обналиченных тенге и десятках миллионах долларов, переведенных за границу.
Такие цифры, надо признать впечатляют. Как и еще одна мысль г-на Мырзахметова, которую он высказал прессе буквально перед своим окончательным отстранением от должности. Она касается того, что, если его официально отодвинут от министерского кресла, то он, скорее всего, пойдет в политику — помогать президенту страны.
Вообще, я бы запретил чиновникам разных рангов публично говорить о том, что они — «члены команды президента». С одной стороны, получается, что простые граждане страны, какие-то бесплатные приложения к дружной команде главы государства. С другой, — каждый пойманный за руку или за ногу нечистоплотный бюрократ (речь здесь, естественно, не идет о г-не Мырзахметове) спасаясь за словами о членстве в президентской команде, тем самым открыто мажет руководителя страны черной краской. Мало ему, наверное, того, что мы ругаем его, когда у нас в кране вдруг исчезает вода…
Как развести деньги и власть?
Еще два факта тесно сплели свои информационные мотивы в эти весенние дни. На встрече президента республики с общественностью, представители этой общественности, почти все как один яро высказались против выборности акимов городов и областей. Текст у всех был почти один: у них и сейчас власти столько, что надо еще по планете поискать, а коррумпированности — ого-го! Так вместо того, чтобы устраивать в стране еще одну Российскую Федерацию с ее бесконечными выборами и судами между региональными объектами, надо лучше повысить ответственность акимов. Кто-то даже предложил «развести» деньги и власть в регионах. Мол, те, кто при власти тогда не будут воровать, потому что у них не будет доступа к деньгам. А те, кто будет при них, — не сможет мздоимствовать из-за отсутствия власти.
В эти же дни под председательством премьера состоялось 4-е заседание бюджетной комиссии. На нем была заслушана информация о деятельности госкомиссии по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений. Это слова из официального пресс-релиза. Там же написано, что результатами рассмотрения этих вопросов стали поручения конкретным госорганам о продолжении работы по формированию оптимального перечня государственных функций, обеспеченных финансовыми ресурсами.
В переводе на нормальный язык такая информация означает: хоть работа над разделением власти и денег по административным полочкам и кипит, проку от этого пока все так же мало. Вот только, время, как всегда, не ждет…
Когда страна эмиграции входит в стабильность…
А теперь о мигрантах. Благо о них в последние дни столько разговоров. Неприятно, но факт: к началу нового тысячелетия Казахстан по данным международных экспертов превратился в «государство эмиграции». Сей вердикт подтверждался цифрами, которые гласили, что в 90-е годы из республики выехало около 2 миллионов человек, а приехало 500 тысяч. Отрицательное сальдо «прибывших-убывших» в нашей стране говорило о том, что отмена советского института постоянной прописки, а также тяготы первых лет рыночных реформ, сработали, как факторы оттока жителей Казахстана за рубеж.
К настоящему времени поток эмигрантов из страны стабилизировался. Во многом стабилизировалась и экономическая ситуация в республике. Не все граждане Казахстана это, правда, еще почувствовали; но все-таки… Сегодняшний рынок труда у нас характеризуется большими перспективами только в трех регионах: в южностоличном, Алматинском и Прикаспийском. Там нужны рабочие руки, там вовсю развивается строительство и производство, там платят хорошие по нынешним временам деньги. Но на всех трудоспособных казахстанцев работы еще не хватает. И пока неизвестно, — когда хватит.
Как отвратительно в Заморье быть рабом
Естественно, что в этой ситуации жители республики начали активный поиск работы за границей. В отличие, к примеру, от многих российских регионов, где популярна поговорка: «Работа — не волк, в лес не убежит», ментальность большинства наших сограждан не предполагает «сидения на печи» и кивания в сторону правительства. Мы в его сторону уже «откивали». С другой стороны, не многие, поехавшие за рубеж работать казахстанцы, меняют при этом свое гражданство. Как Родина, как место постоянного проживания, — Казахстан сегодня выглядит намного в более выгодном свете, чем соседние постсоветские государства.
Только вот с выездом на заграничную работу в последнее время случается все больше, если так можно выразиться, «проколов». Когда появился спрос на загранкомандировки, появились и предложения. Но, как и все, что происходит в молодом государстве, этот вопрос оказался слабо законодательно отрегулированным и организационно контролируемым. Появилась проблема, так называемого, «трафика». Проще говоря, казахстанцы, выезжающие на работу за границу, все чаще стали попадать в настоящее рабство. И самые громкие примеры были приведены на специальной пресс-конференции, проведенной недавно в Алматы.
На ней выяснилось, что многие люди, выехавшие от нас в Азию, Америку и Европу на заработки, натурально попали в рабство. Мало того, что очень часто их заставляли оказывать интим- и т.д. услуги, так еще и документы, по которым они выезжали за рубеж, оказывались фальшивыми. Чаще всего, казахстанцев по сошествии трапа встречали не представители фирм, в коих им обещали работу, а обыкновенные «братки». Они-то и объясняли приехавшим всю глубину их заблуждения на счет цивилизованного труда за цивилизованные деньги. На «счетчик» ставили прямо там — в аэропорту. Ну, и конечно, забирали при этом все личные документы новоявленных гастарбайтеров.
Выехать обратно на Родину в такой ситуации, — легче 100 раз посмотреть фильм «Правдивая ложь» с участием Арнольда Шварцнеггера. Причем, даже многие сотрудники фирм, которые занимались подобным «трудоустройством» за бугром, не знали, чем на самом деле они занимаются. А самое интересное, что выяснилось на той пресс-конференции, так это то, что первыми тревогу забили международные эксперты, а не наши чиновники, призванные денно и нощно охранять покой казахстанцев. Потому то, сотрудники представительства Международной организации миграции (МОМ) в Казахстане открыли в нашей республике несколько «горячих телефонных линий», дабы рискующие попасть в вышеописанные ситуации наши сограждане, смогли позвонить и проконсультироваться.
Четверть бедных, две проблемы
По абсолютно официальным данным в Казахстане на конец 2001 года более 26 процентов населения проживало ниже уровня бедности. В Кыргызстане этот показатель равняется 50 процентам. Но безработным казахстанцам от этого, конечно же, не легче. Не легче ныне и тем жителям нашей республики, которые решили заработать вне пределов нашей страны. По сути, они остаются один на один с недобросовестными фирмами, нанимающими казахстанцев для нечеловеческой эксплуатации за рубежом.
И тут на первый план выходят две проблемы. Первая, — несмотря на существование в нашем законодательстве около двух десятков соответствующих статей, государственные органы отнюдь не торопятся защищать своих сограждан. Вторая, — казахстанцы о существовании этих статей в Уголовном и Административном кодексах республики не знают в принципе.
Как видим, обе проблемы — политические. Во-первых, потому что, бездействие государственной власти на предмет официальной защиты граждан страны от попадания их в рабство — это профанация идеи суверенного государства. Во-вторых, потому что, правовая безграмотность и боязнь жителей республики проконсультироваться у юристов по поводу законности подобных загранкомандировок — есть итог очень вялого внедрения госаппаратом в реальную жизнь принципов правового общества. Казахстанской бюрократии пока не очень нужны законодательно подкованные сограждане.
Международные эксперты смотрят на эту проблему еще более конкретно…
Сотрудники МОМ считаю, что в заграничном «рабстве» сегодня находится примерно 5 тысяч казахстанцев. Но цифра эта абсолютно приблизительная. В тоже время в представительстве МОМ в республике точно знают о том, что не брезгуют такого рода «бизнесом», связанным с незаконной пересылкой «рабов» из страны и фирмы, официально получившие лицензию от Министерства труда и социальной защиты РК.
Но больше всего международных экспертов удивляет тот факт, что, несмотря на наличие в казахстанском законодательстве около 20 статей, по которым можно осудить за вербовку людей для эксплуатации, ни госорганы, ни сами граждане республики не используют их, в попытке наказать «бизнесменов-рабовладельцев».
Хоть узбек, хоть таджик. Были бы деньги!
Дальше — больше. Удивительно, но факт: наряду с противозаконными операциями по вывозу казахстанцев за рубеж, якобы на заработки, сегодня в республике уже существует и проблема нелегальной иммиграции. В нашу страну ныне приезжают работать не только квалифицированные иностранные специалисты, но и тысячи нищих мигрантов из других стран Центральной Азии.
Газета «Казак эдебитетi» недавно даже опубликовала примерные в специальном материале расценки на них. По сведениями журналистов, нелегальный работник из Узбекистана стоит ныне 200-400 долларов. А из Таджикистана, — уже от 500 до 1000 долларов. Трудятся они нелегально и за мизерную оплату, — выполняя низко квалифицированную работу. А безработица в нашей стране и не думает снижать темпов своего роста.
Отсюда нудно следует вывод: решение проблемы незаконного бизнеса на казахстанцах, выезжающих на работу за рубеж, вкупе с преодолением проблем нелегальной миграции в страну, — должно стать одной из основных политических задач в деятельности для правительства Имангали Тасмагамбетова.
Хотя бы, потому что, данные проблемы, в конце концов, могут свалить само правительство.
Канализация нового века
Страшные данные посетили на этой неделе информплощадку республики. По сведениям Агентства по статистике РК, на предприятиях системы канализации в республике в 2001 году произошло 7882 аварии! Что на 764 аварии больше, чем в году 2000-м.
Вдумайтесь, мы все реформы вперед двигаем, за власть кое-кто из нас борется, а кто — и за теплое место в блатном бизнесе, ищем работу за рубежом, осваиваем миллионные объемы строительных работ, — а наша канализация уже дошла до того, что каждый день в ней происходит по 21,5 аварии в среднем. Не поломки, — аварии!
И вроде сливаем мы туда тоже самое, что 10, и 50 лет назад, ан нет, авария за аварией. Вполне понятно, что возникает вопрос: а может дело совсем не в том, ЧТО мы туда…, а в том, КУДА мы это делаем?
Действительно, сухие статистические данные доносят до сознания ворох цифр о серьезных неполадках в материальном состоянии казахстанской канализации. Так, почти 38 процентов уличной канализации в стране еще вчера требовали, нет, не срочного ремонта, а СРОЧНОЙ ЗАМЕНЫ! Но поменяли в прошлом году только 3,8 процента. То есть, всего лишь, 10 процентов от требуемой цифры. Да еще надо посмотреть на качество этих десяти построенных заново процентов.
Прибавьте к этому еще и прошлогоднее снижение пропускной способности очистных сооружений республики почти на 193 тысячи кубометров, — и у вас получится милая такая картина медленного погружения казахстанцев в…
Естественно, что даже официальные статистики уже криком кричат о том, что уровень и темпы развития канализаций в населенных пунктах республики явно недостаточны для удовлетворения гигиенических потребностей населения и нормализации санитарной обстановки в стране. Не было б забот, так вот теперь еще появилась возможность самих себя загадить в прямом смысле слова.
Можно, конечно вновь вернуться к деревянным ветеранам канализационного дела, провести тендеры на их постройку в каждом дворе многоэтажек, дать КСК право составлять графики посещения их жильцами. Но до этого надо избавиться от сварливого вопроса: неужели в стране, продающей все больше углеводородов, нет денег на НОРМАЛЬНОЕ восстановление канализации?..