В этом разобрался корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
С момента обретения независимости Казахстан добился впечатляющего экономического роста. Его успех был основан на первом поколении рыночных реформ, когда торговые барьеры были устранены, большая часть государственных активов была приватизирована, а нефтегазовый сектор был открыт для иностранных инвесторов. Менее чем за три десятилетия национальный доход на душу населения увеличился в семь раз, при этом на долю страны в настоящее время приходится почти две трети ВВП Центральной Азии. А в 2006 году Казахстан стал страной с доходом выше среднего. Рост сопровождался повышением уровня жизни.
После роста достаточно высокими темпами, в среднем по 4,5 % в год, в 2000-2007 годах рост общей производительности снизился до темпа 0,9 % процента в год в период с 2012 по 2022 год. Отсутствие роста производительности труда в Казахстане в течение десятилетия является серьезной проблемой.
Слабые показатели экономического роста Казахстана связаны с сочетанием низкой производительности и структурных недостатков в экономике. Так, размер капиталовложений в экономику снизился в среднем с 26 % ВВП до 2007 года до менее чем 23 % за последнее десятилетие (рисунок 23). Казахстан постоянно выделяет меньше средств на исследования и разработки, что даже ниже среднего показателя для стран с доходом выше среднего.
Банковский кризис 2008-2009 годов затруднил приток кредитов предприятиям, а снижение спроса ослабило стимулы для инвестиций и инноваций. В реальном выражении объем кредитов для бизнеса в 2022 году был примерно на 35 % ниже уровня 2007 года.
После финансового кризиса 2008 года в Казахстане разразился банковский кризис и лопнул строительный пузырь, в стране произошло резкое замедление экономического роста. Средний рост реального ВВП, который составлял около 10 % в 2000-2007 годах, упал в два раза и составил менее 4 % в 2010-2022 годах.
Одной из причин этого стала остановка роста производительности. Хотя это было характерно для многих других стран, в Казахстане это стало трагедией. Фактически после каждого нового кризиса экономике не удавалось полностью восстановиться и выйти на докризисный уровень производства. В итоге Казахстан попал в «ловушку среднего дохода». Этот термин характеризует ситуацию, когда страна испытывает застой в экономическом росте и изо всех сил пытается выйти за рамки среднего уровня доходов.
Экономический рост не охватил в равной степени все слои общества. Растущее имущественное неравенство является проблемой, которая не является уникальной для Казахстана. Но он особенно уязвим, учитывая его сильную зависимость от потоков природных ресурсов. Несмотря на значительные богатства природных ресурсов страны, правительство столкнулось с проблемами в реализации программы инклюзивного развития, а социальное недовольство усиливается из-за растущего имущественного неравенства, что привело к социальному и политическому кризису в январе 2022 года.
Самые богатые 10 % казахстанцев контролируют более 60 % богатства страны. Самые бедные 10 % — владеют 5 %. Такое неравенство создает социальную напряженность, подрывает солидарность, препятствует социальной мобильности и рискует подорвать сплоченность страны.
В дальнейшем тенденция снижения темпов роста может усугублять проблему бедности и ужесточать неравенство.
Эксперты Всемирного банка считают, что нам и нашему правительству до сих пор застилают глаза первые успехи страны. Время требует переоценки программы реформ страны, в соответствии с ожиданиями населения. Казахстану нужна динамичная и быстрорастущая экономика, которая будет генерировать необходимые ресурсы и возможности для решения социальных проблем, улучшения инфраструктуры и улучшения государственных услуг.
Ограниченный рост производительности отражается в слабом динамизме частного сектора. Разложение роста производительности за период 2011–2018 годов на основе данных на уровне предприятий на три элемента, такие как модернизация предприятий, эффективность распределения ресурсов и динамизм бизнеса, показывает, что предприятия в Казахстане показали плохие результаты по всем трем компонентам как в обрабатывающей промышленности, так и в секторе услуг, сфере экономики, на которую приходится две трети ВВП.
Плотность входа новых фирм в формальный сектор, стандартный показатель предпринимательства, недостаточна и намного ниже, чем в среднем по региону, и значительно ниже по сравнению с доходом на душу населения в стране (рисунок 28).
Широкая государственная поддержка, вероятно, способствовала появлению большого количества фирм-зомби, которые едва выживают и совсем не хотят расти. Данные за 2019 год показывают, что частные предприятия в Казахстане с возрастом не растут, мало инвестируют в науку, не хотят внедрять инновационные продукты и процессы, и не могут реализовать торговые выгоды от импорта и экспорта. В общем и целом наши предприятия работают медленнее, чем их конкуренты из стран с таким же уровнем доходов, и им неинтересно выпускать новую продукцию.
Чистый эффект производительности был почти нулевым как для обрабатывающей промышленности, так и для сферы услуг. В целом наблюдается низкий вклад модернизации фирм изнутри, низкая эффективность распределения ресурсов и ограниченный динамизм бизнеса.
Казахстан не увеличил ценность знаний в своем экспорте за счет более дорогостоящей продукции. Экономика по-прежнему сильно зависит от экспорта сырьевых товаров с небольшой производственной базой. В среднем вклад обрабатывающей промышленности за последнее десятилетие составил лишь около 12 % ВВП. Это в два раза ниже уровня, наблюдаемого в странах с доходом выше среднего.
За последние 20 лет структура экспорта почти не изменилась. 70 % экспортной корзины остается за нефтепродуктами. Это делает страну уязвимой к колебаниям мировых цен на сырьевые товары. Когда цены на нефть падают, экономика Казахстана имеет тенденцию к рецессии.
Сельское хозяйство постоянно не реализует свой значительный потенциал, который включает в себя обильные плодородные земли Казахстана и близость к странам с большим спросом на продовольствие. Неравные условия игры и доминирование государственных предприятий, значительное присутствие государственной собственности в экономике ограничивают потенциал роста частного сектора. Правительство продолжает владеть значительными пакетами акций в ключевых отраслях, включая банковское дело, транспорт, телекоммуникации и коммунальные услуги, где частный сектор может успешно работать.
В ведении различных государственных структур работает около 6000 мелких, в основном убыточных предприятий. Доминирование крупных государственных предприятий нарушило равные правила игры, вытеснив частный сектор. Правительство оказывает поддержку госпредприятиям через субсидии и дешевое финансирование. Это мешает конкуренции и снижает производительность компаний.