Почему все вопросы по росту цен надо адресовать не правительству, а Нацбанку - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему все вопросы по росту цен надо адресовать не правительству, а Нацбанку

Почему все вопросы по росту цен надо адресовать не правительству, а Нацбанку

Потребительская инфляция в Казахстане в июле составила 8,4 процента годовых, достигнув самого высокого показателя с декабря 2016 года.

  • 16 Августа 2021
  • 1424
Фото - Caravan.kz

И, как считают экономисты, это не предел. Впереди – самые инфляционные месяцы. А значит, продолжится рост цен на продукты и другие товары. Кто виноват в этой ситуации и что делать? “КАРАВАН” узнал мнения экспертов, которые оказались достаточно противоречивыми.

Не с тех спрашиваете

Экономист Айдархан КУСАИНОВ напоминает, что за инфляцию в стране отвечает Национальный банк.

– Это единственный и главный мандат Нацбанка, поэтому все вопросы по росту цен не к правительству, а к регулятору, с которого почему-то никто не спрашивает. У кабмина же нет ни рычагов, ни рыночных способов воздействия на инфляцию, кроме “красных повязок” и рейдов акимов. Но пытаться управлять ценами методами, которые напоминают борьбу со спекулянтами эпохи СССР, бессмысленно. И никакими Стабфондами и оптово-распределительными центрами эту ситуацию не изменить, – отмечает экономист.

– Минторговли и интеграции, которое пытается сдерживать цены, занимается не своей работой. Ни в одной стране мира такие ведомства не являются министерствами регулирования рынков. Султанов (Бахыт, министр торговли и интеграции. – Прим. ред.) должен в Москве в комитете ЕАЭС сидеть, продвигать казахстанские товары на внешние рынки, а не по базарам ходить. А регулировать торговлю – это вообще нонсенс. Нужно обеспечивать конкурентные условия.

Разрывать круг роста цен следовало повышением базовой ставки еще в 2019 году, считает экономист:

– Тогда инфляция, в первую очередь потребительская, не разогналась бы в июле до 8,4 процента. И это не предел. Август, сентябрь, октябрь – самые инфляционные месяцы. Но Нацбанк повысил ставку до 9,25 процента только в июле текущего года.

На фоне искусственного занижения сервисной инфляции (тарифы на ЖКХ понизили в январе – феврале 2019 года и в мае 2020 года, в период пандемии) потребительская инфляция будет разгоняться дальше.

В этих условиях, полагает собеседник, неизбежна девальвация.

– Это лишь вопрос времени. Устойчивость экономики резко падает, социальное напряжение растет. Сейчас нужно базовую ставку повышать до 12 процентов годовых. А еще – отпустить курс. Через курсовой и инфляционный шок можно будет остановить дальнейшее удорожание товаров в стране, – полагает Кусаинов.

Пора определяться

Аграрный эксперт Кирилл ПАВЛОВ отмечает: всё, что сдерживалось в плане роста цен, в этом году, как гнойник, выплеснулось наружу, и, кстати, еще не до конца.

– По моим оценкам, стоимость говядины (филейная часть) в декабре поднимется до 4,5 тысячи тенге за килограмм. Сейчас мы едим мясо, которое фермеры пустили под нож из-за нехватки кормов, паники, перестраховки. С учетом удорожания сена, ячменя, солярки и прочих вещей, формирующих себестоимость мяса, дальнейший рост цен неизбежен.

А цены на натуральное молоко и сейчас несправедливые – объективно они должны быть как минимум в 2 раза выше, чтобы фермеры могли зарабатывать, а не жить за счет субсидий, – говорит собеседник.

В ситуации с регулированием цен, уверен эксперт, нам надо или трусы надеть, или крестик снять:

– То есть определиться – плановой или рыночной экономикой мы занимаемся. Когда было резкое удорожание картофеля и моркови, министр торговли и интеграции говорил, что будут сдерживать цены. Мне интересно, на каком уровне чиновники хотят это делать – на стадии производства или реализации? Ведь очевидно, что никто не отдаст свою прибыль. Регулирование цен в рыночной экономике – вообще популистское решение, – считает Павлов.

– Мы и так потеряли 2 года, в течение которых бывший министр сельского хозяйства баловался запретами. У нас вообще любят всё регулировать запретами, как будто не знают других мер. Союз фермеров, например, предлагает отменить субсидии на маточное поголовье и запретить экспорт живого скота. Если МСХ пойдет на это, на следующий год упадет количество желающих заниматься животноводством и скот будет продан или пущен под нож.

Нынешний запрет на экспорт кормов осенью выполнит кратковременную миссию, а на следующий год люди перестанут сеять кормовые культуры. Все эти моменты нужно учитывать, ведь люди, работающие в сельском хозяйстве, делают все экспортные показатели. Это кровь национальной экономики, а не нефть, доходы от которой перераспределяются наверху. А этим ребятам у нас палки в колеса вставляют.

Новому министру сельского хозяйства нужно встречаться с отраслевыми экспертами, фермерами, как и министрам торговли, нацэкономики, главе Нацбанка. Все неправильные решения принимаются, в числе прочего и от отсутствия достоверной информации от первоисточников, – говорит аграрный эксперт.

Регулирование работает – было бы желание

Ассоциированный профессор, руководитель научно-исследовательского центра политической экономии Высшей школы экономики КАЗГЮУ им. М. Нарикбаева Куат АКИЖАНОВ вернулся в Казахстан после нескольких лет жизни в Великобритании и на себе прочувствовал рост цен, в основе которого лежит деиндустриализация страны.

– Основные товары народного потребления у нас импортные. В связи с этим нужно пересмотреть тактику участия республики в том же ЕАЭС, где мы стали дополнительным рынком сбыта для России, особенно в контексте санкционных издержек северного соседа, который стал агрессивно защищать своих товаропроизводителей за счет казахстанского производства, – акцентирует собеседник.

Что касается экономической политики, правительство, по оценке Акижанова, увлеклось либеральными методами экономической теории, причем в извращенном формате.

– Я имею в виду, что у нас вообще не хотят регулировать цены, строительство, финансовый рынок, устанавливать какие-то ограничения на рост, например, арендной платы за жилье. В Великобритании, где тоже либеральная экономика, правительство запретило повышать цены на конкретные группы продуктов, арендную плату. То есть утром вы не проснетесь и не узнаете об удорожании, а правительство не будет пытаться объяснить повышение законами рынка. Регулирование работает везде, где его хотят применить. Согым из аллигатора: что будут есть казахстанцы в случае резкого удорожания мяса

Поэтому мы должны пересмотреть роль государства в экономике и не бояться регулирования. Начать с того же прогрессивного налогообложения: у нас уже больше 20 лет 10 процентов налога платит человек, который получает 3 миллиона, и тот, кто зарабатывает меньше 100 тысяч тенге, – говорит эксперт.

Также Акижанов предлагает ввести регулирование цен на жилье, вернуть универсальные формы общественного здравоохранения, которое формально бесплатно, но по факту обходится нам дорого:

– Один из ключевых вопросов – рост доходов населения, повышение зарплаты (ее доля в ВВП страны не превышает 30 процентов, это показатель бедных стран), прожиточного минимума. Параллельно необходимо запустить мощную программу реиндустриализации страны.

Наша экономика, продолжает собеседник, носит рентный характер – основное богатство получают от ренты (природных ресурсов, финансовых активов, права собственности на неимущественные активы и т. д.), а не от производства.

– Это результат неолиберальной модели экономики, которая доминирует в стране. Сейчас наше правительство напоминает огромный лайнер со сломанным рулем. Вроде оно должно что-то делать, но из-за отсутствия доступа к регулированию не может влиять на экономику. Или не хочет… Хотя даже в самых либеральных экономиках главным вопросом всегда будет уровень перераспределения богатства в стране, второй – насколько государство должно вмешиваться в экономику для регулирования рыночных дисбалансов и воплощения национальных программ развития, – говорит Куат Акижанов.

– Напомню, что Президент заявил о необходимости новой экономической политики.

Но НЭПа не будет, пока не появится НЭМ – новое экономическое мышление, культура дискуссий внутри госорганов совместно с научным сообществом в области политической экономии, которой у нас перестали заниматься.

Когда появится НЭМ, мы, как хороший менеджер, должны будем ответить на 4 вопроса: где мы находимся, как мы сюда попали, какую экономику хотим и как этого достичь.

НУР-СУЛТАН