Почему возник потоп? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему возник потоп?

Почему возник потоп?

Причины очередного затопления Кзылординской области долго вызывали споры между ответчиновниками различных ведомств.

  • 14 Января 2005
  • 2714
Фото - Caravan.kz

Наконец главный виновник потопа был выявлен, им оказалась… погода.
В первых числах января в Сырдарьинском, Жалагашском и Кармакшинском районах Кзылординской области воды суровой реки Сырдарьи вышли из берегов, и затопили прибрежные участки.
В Сырдарьинском районе положение обострилась настолько, что уже 6 января была объявлена чрезвычайная ситуация. Естественно, сразу же возникли знакомые вопросы: кто виноват, и что делать?
Традиционно Кзылординскую область начинает топить ближе к февралю, когда обильные дожди и паводковые воды от таявшего в степях снега создают дополнительные притоки, а заиленное и обмелевшее русло Сырдарьи не в состоянии пропускать такие объемы воды.
Во время заморозков, в наиболее узких местах Сырдарьи возникают ледяные заторы, которые еще больше усугубляют обстановку.
Во время прошлогоднего наводнения в Кзылорде вроде бы были выявлены все «тонкие» места на Сырдарье, где предположительно могут возникнуть заторы и торосы. Было решено за лето оборудовать новые, либо укрепить уже имеющиеся здесь загородительные дамбы, прочистить русло и т.д., для чего было выделено 30 миллионов тенге (хотя, по оценке специалистов, на эти работы требовалось 62).
Даже после этих укрепработ, по предположениям чиновников, наиболее «опасной» Сырдарья оставалась в Кармакшинском районе, где на протяжении 180 км русло реки неоднократно и естественным образом суживается и петляет. Именно здесь, по словам председателя комитета по водным ресурсам Минсельхоза РК Анатолия Рябцева, ожидалось напряжение обстановки в феврале-марте. Между тем, совершенно неожиданно потоп начался в относительно благополучном Сырдарьинском районе (хотя в прошлом году и здесь топило, будь здоров), да еще в неожиданный период — сразу же в начале января.
Только по счастливой случайности в зоне затопления не оказались населенных пунктов, — водой в нескольких местах размыло дамбу, затопило порядка 400 га пашни. Имеется прямая угроза затопления поселков Шаган и Наги Ильясова, райцентра Теренозек, еще ряда жилых массивов.
Десятки километров автомобильной трассы Кзылорда-Москва и железнодорожных путей находятся уже на полметра ниже подступившего уровня воды, и только земляные валы спасают дороги от затопления.
Естественно, чтобы эффективно проводить аварийно-восстановительные работы, требовалось разобраться, почему же все-таки река вышла из берегов.
Поначалу, как обычно, обвинили Шардаринское водохранилище, мол, сброс воды увеличен. В последнее время в Шардара действительно работает в режиме повышенного приема воды. Из-за обильных дождей в горных районах Средней Азии, приток в Шардару из Нарынского гидрокаскада увеличен до 1700 кубов в секунду. Однако пропуск воды в Сырдарью из водохранилища все время был строго фиксированным — 700 кубов в секунду, как и положено по графику, утвержденному тем же водным комитетом и согласованному с водниками Кзылорды.
К тому же уже с 6 января пропуск воды в Сырдарью был сокращен до 600 кубов. Заметим, что в результате этого Шардаринское водохранилище стало довольно быстро заполняться и сейчас уровень воды здесь составляет уже почти 3 млрд. кубов при проектной мощности в 5 млрд.
Так что обвинить в наводнении неконтролируемые сбросы из водохранилища не вышло. Зато выявилось, что за прошедшее лето в Кзылординской области не только укрепляли дамбы и прочищали русло Сырдарьи, но и создавали новые «узкие места». Так, например, произошло на участке Сырдарьи, пересекающей проселочную трассу от Кзылорды до поселка Шаган. Поселок связан с большой землей еще и главной трассой, оборудованной капитальным мостом через Сырдарью. Но в летнее время селянам гораздо удобнее пользоваться прямой дорогой, переправляясь через реку с помощью наведенного здесь понтонного моста. За прошедшее лето местные дорожные строители надумали обустроить прямой путь так, чтобы им можно было пользоваться и зимой. Для этого с обоих берегов сковали реку еще дополнительными асфальтированными подъездами и закрепили понтонную переправу. Так и появилась новое узкое место, где по всем законам природы, зимой и возник ледяной затор.
Ледяные заторы на Сырдарье тоже имеют свою специфику. Шуга, ледяной наст, как правило, покрывает только прибрежные участки. До таких морозов, чтобы замерзла вся поверхность достаточно широкой Сырдарьи, дело как правило не доходит.
Да и такой ледяной панцирь в принципе не страшен. Он образуется лишь на поверхности, и подо льдом у русла остается достаточно места для прохода потоков воды. Иное дело, когда происходит резкая смена оттепели и морозов. Тогда льды прибрежной шуги откалываются и начинают плыть по течению.
В узких местах реки они порой «забираются» друг на дружку, практически образуя ледяную кладку по всему течению реки. И стоит только ударить крепким морозам, как такая «стена» схватывается от берега до берега и до самого дна, образуя непроходимую пробку.
Тут уж как бы ни был мал приток воды в реке, наводнение обеспечено. Именно такое явление и произошло в январе на участке понтонного моста к поселку Шуга. К тому же сам понтонный мост здесь оторвало, и он создал дополнительную преграду для воды.
Естественно, уровень воды в реке до понтона стал очень быстро подниматься, и на протяжении 19 км в нескольких местах прорвалась защитная дамба. Возможно, что разрушения дамбы произошли бы и выше и гораздо ближе к Кзылорде. Но город спас Айтекский гидроузел, по которому начался экстренный сброс прибывавшей воды в ирригационную систему ближайших поселков. Заметим, что такой сброс воды на поля также не сулит ничего хорошего местным фермерам — засоление почвы и задержка подготовительных сельхозработ в результате незапланированной «мелиорации» им обеспечены.
Но это самое лучшее на данном этапе решение проблемы подтопления. Сейчас на выявленных участках ледяных пробок ведутся взрывные работы. Прочистить русло можно только с их помощью, так как ни по реке, забитой льдом, ни по затопленному и заболоченному побережью, к местам заторов подобраться невозможно.
Идет обустройство дополнительных земляных насыпей вдоль подтопляемых прибрежных участков, укрепляются дамбы и плотины.
По оценке чрезвычайного штаба Кзылординской области ситуация находится под контролем. Однако стоит заметить, что наиболее напряженный период затопления еще впереди.