Работа без оплаты
Не перестает удивлять количество и разнообразие административных барьеров, создаваемых чиновниками на пути у частного бизнеса.
В последнее время, как отмечают специалисты палаты предпринимателей ЮКО, одним из самых распространенных нарушений стал тот факт, что заказчики государственных закупок не регистрируют в органах казначейства договоры, заключенные с победителями тендеров. В качестве ярких примеров на заседании совета были рассмотрены обращения ИП Баймурзаевой Н., ТОО “Еркін-Сенім” и ряда других предпринимателей.
– Индивидуальный предприниматель Баймурзаева выиграла тендер на проведение работ по благоустройству города Шымкента на 19 миллионов тенге, – сообщила Сабира АДАМБЕКОВА, секретарь совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции палаты предпринимателей ЮКО. – С ее стороны была оформлена вся необходимая бухгалтерская и рабочая документация, определены подрядчики, составлен график работ и т. д. Все работы были выполнены своевременно и в полном объеме.
Но уже после окончания работы выяснилось, что оплата из бюджета предпринимательнице проводиться не будет. Причина – заказчик в лице отдела ЖКХ Шымкента не зарегистрировал договор в казначействе. В Кызылорде разразился очередной скандал с госзакупками технических средств для инвалидов
Аналогично пролетели с платой за свою работу и строители ТОО “Еркін-Сенім”, выполнившие ремонт автодорог на сумму порядка 10 миллионов тенге. Заказчик – акимат сельского округа Достык Шардаринского района не удосужился провести регистрацию договора. Сейчас шардаринские районные чиновники обещают исправить ситуацию. Что же касается городских госслужб, то, видимо, только судебное разбирательство позволит сдвинуть с мертвой точки этот вопрос.
Тендеры с нарушениями
В палате предпринимателей отмечают и халатный подход организаторов государственных закупок к рассмотрению конкурсных документов, предоставленных участниками тендера.
Так, в начале года все тот же отдел жилищно-коммунального хозяйства города Шымкента провел конкурс государственных закупок по благоустройству городского кладбища. По результатам тендера победителем было признано ТОО “Мрамор Гранит Тас”.
На основании протокольного решения итогов конкурса с ТОО “Мрамор Гранит Тас” был заключен договор на общую сумму свыше 60 миллионов тенге.
На сегодняшний день ТОО “Мрамор Гранит Тас” выполнило 75 процентов работ. Все документы, необходимые для оплаты оказанных услуг, подписаны обеими сторонами договора. Но неожиданно выяснилось, что еще при проведении тендера были допущены нарушения пункта 150 Правил осуществления государственных закупок.
В документах, предоставленных предприятием, была выявлена недостоверная информация по квалификационным требованиям. В итоге в судебном порядке договор между отделом ЖКХ и ТОО “Мрамор Гранит Тас” был признан недействительным.
И хотя здесь отчасти имеется вина и самого ТОО, в палате предпринимателей отмечают и “вклад” организаторов, своевременно не проверивших конкурсную документацию претендентов.
Завышенные требования
В условиях по госзакупкам организаторы порой предъявляют необоснованно завышенные и даже абсурдные требования к исполнителям, говорилось на совете по защите прав предпринимателей.
Так, управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента в настоящее время объявлен закуп работ по устройству так называемых “дорожных карманов” на двух перекрестках города.
В числе требуемой спецтехники и автотранспортных средств фигурируют краны на гусеничном и автомобильном ходу, башенные краны, виброплиты с двигателем внутреннего сгорания, а также два вида бульдозеров, в том числе для работы на водохозяйственном строительстве. Пришли и жалуются
Как отмечают специалисты палаты предпринимателей, для подобного вида строительства – обустройства дорожных карманов – с лихвой достаточно одного автокрана. Тем более, учитывая тесноту шымкентских улиц, сложно представить, как в управлении пассажирского транспорта предполагают использование башенного крана. В конечном итоге даже требование о наличии двух бульдозеров специалисты палаты считают излишним, так как в данной работе вполне достаточно одной единицы подобной спецтехники.
Аналогично в объявленном закупе работ отделом ЖКХ Сузакского района.
Здесь в конкурсных условиях по оформлению световыми элементами арки в селе Шолаккорган выставлено требование о наличии у участников закупок двух кранов на гусеничном ходу грузоподъемностью 25 и 12 тонн, двух кранов на автомобильном ходу – 10 и 25 тонн, и двух бортовых автомобилей – 5- и 8-тонника. Хотя, уверены опытные строители, для оформления арки вполне достаточно одного крана и одного грузовика.
– Это яркие примеры того, как создаются искусственные административные барьеры для участия субъектов предпринимательства в государственных закупках, – отмечает Сабира Адамбекова.
Два хозяина на одном участке
В начале года в палату предпринимателей ЮКО обратился индивидуальный предприниматель Досжан ЕРЖАНОВ. С 2011 года он арендует в поселке Бадам Ордабасинского района земельный участок. У земли имеется целевое назначение – строительство разгрузочной площадки для стройматериалов. В соответствии с этим предприниматель построил здесь двухэтажное административное здания, весовую, а также комнату для охранника. У участка имеется и выход на железнодорожные пути.
Своевременно и по сегодняшний день Ержанов производил все платежи в бюджет и платил налоги. Но в один прекрасный день он узнал, что акимат сельского округа Бадам выдал его земельный участок в частную собственность другому лицу.
На сегодняшний день у обоих “землевладельцев” на руках по полному пакету на один и тот же участок.
Палатой предпринимателей области более месяца назад направлен письменный запрос в адрес акимата Ордабасинского район, однако ответа пока так и не последовало.
С начала 2018 года на рассмотрение палаты предпринимателей ЮКО было принято более 300 обращений.
Значительную часть из них составляют жалобы и заявления бизнесменов по фактам созданных чиновниками административных барьеров, а то и о прямом нарушении конституционных прав граждан.
Шымкент