Почему в мире продукты питания дешевеют, а в Казахстане дорожают - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему в мире продукты питания дешевеют, а в Казахстане дорожают

Почему в мире продукты питания дешевеют, а в Казахстане дорожают

С прошлого года государству вернули 8,3 млн га земель, которые либо были выданы в аренду с нарушением закона либо никак не использовались. Эти данные озвучил глава комитета по управлению земельными ресурсами (КУЗР) Мурат Темиржанов в конце сентября.

  • 10 Октября 2023
  • 31840
Фото - Caravan.kz

Как теперь поступить с этим богатством? В правительстве, похоже, теоретически это понимают. А что сделано на практике? В этом вопросе разобрался корреспондент медиапортала Сaravan.kz.

Кстати, комиссия по изъятию неиспользованных земель вынесла 815 предписаний об устранении нарушений законодательства на площади 835,9 тысячи гектаров. 183 материала по 271,5 тысячи га находятся на рассмотрении судов.

Как сказано в докладе, «нарушители в 797 случаях оштрафованы на 156,3 млн тенге, из которых взыскано уже 68 %». После такого пинка «землепользователи приступили к освоению своих наделов». А это без малого 700 тысяч гектаров.

Справка «Каравана»

В прошлом году, по словам главы КУЗР, доля добровольного возврата составляла 72,7 % от общей площади. В текущем менее 62 %, «что означает рост показателя принудительного изъятия».

И изымать еще придется немало.

Изъять – можно. Но долго и сложно

По итогам проверки выявлено более 500 незаконных решений акиматов различных уровней о предоставлении земельных участков сельхозназначения на площади свыше 520 тысяч гектаров. Полторы сотни этих решений уже отменены. По  словам г-на Темиржанова, «процесс возврата земель осложняется существенными факторами. Прежде всего, из-за разногласия с судами по процедурам исковых требований. Невозможностью проводить контрольные проверки по ранее выданным предписаниям в связи с введенными в 2022 году новыми требованиями предпринимательского кодекса. А также нехваткой людских ресурсов в региональных подразделениях КУЗР».

Комментируя этот аспект, юрист Алексей Шмидт отметил, что спрашивать следует прежде всего с тех, кто подписывал документы – с акимов.

— Во-первых, они понимали, где ставят свой автограф. Во-вторых, не уверен, что это было бескорыстно с их стороны. Но доказать это крайне сложно. В-третьих, трудно доказать, что эти пастбища или посевные площади изначально предназначались не для выпаса скота или обработки, выращивания сельхозкультур, а для сдачи в субаренду. Всегда можно предъявить разные аргументы: от подорожавших ГСМ и лизинга техники, погодных условий до проблем с получением субсидий, кредитов и дефицита рабочей силы. В суде ответчик не должен доказывать, что он не виноват. Тут истец должен искать и находить аргументы. Вот это и есть главная проблема.

— Безвыходная ситуация?

— Не совсем. Год назад для акимов всех уровней ввели новый индикатор их полезного действия. Они должны создавать не менее 100 новых рабочих мест на 10 тысяч населения вверенного региона. В том числе и в аграрном секторе. Сколько гектаров у нас не возделывалось? Более полумиллиона? Представляете, сколько рабочих мест можно было создать на такой площади? В каких-то случаях это можно трактовать, как нанесение ущерба государству группой лиц по предварительному сговору. Но, повторяю, доказать это крайне сложно.

— Алексей Николаевич, этой весной в кодекс об административных нарушениях внесли поправки, которые ужесточают ответственность должностных лиц местных исполнительных органов за нарушение земельного законодательства.

— А с этого понедельника вступили в силу правила оказания госуслуг в рамках единого государственного кадастра недвижимости. Если я не ошибаюсь, в нем предусмотрено увеличение штата земельных инспекторов. И работы у них, уверяю, будет выше крыши. Речь же идет о продовольственной безопасности страны.

Справка «Каравана»

В сентябрьском Послании народу Казахстана президент Токаев  поставил задачу акимам и министрам – стимулировать развитие кооперации личных подсобных хозяйств по программе «Ауыл аманаты». И добавил, что «земля не должна оставаться неиспользованной из-за бюрократических препон».

Что сделано за это время?

«Кот в мешке» – счет в кошельке

В открытых источниках я не нашел информации – кому, почем и на какие сроки достались земли, которые вернули в госсобственность. То есть эти миллионы гектаров до сих пор не обрели новых владельцев, которые готовы работать на этих площадях?

В конце прошлого года обзвонил трех экспертов. Тогда они, не сговариваясь, утверждали, что сначала надо провести аудит всех неиспользованных земель: сколько лет эти территории не возделывали? Насколько почвы деградировали и подверглись засорению сорняками? Насколько возможен полив, и сколько он может стоить в связи с изменившимися климатическими условиями? Если будет государственный аудит – это справедливо. Потому что местные власти сами допустили такую ситуацию.

Если за счет будущих арендаторов – тут больше вопросов, чем ответов. «Ни один фермер не положит глаз на кота в мешке, — сказал один из спикеров. — Слишком дороги и велики риски».

Год спустя мнения этих экспертов не изменились. Добавили они лишь несколько новых соображений.

Куаныш Асылбеков (агроном с 22-летним стажем): «Пока министры и акимы думают, как ввести эти гектары в оборот, продолжается деградация плодородного слоя, засоление почвы, заболачивание… Кому эти «заброшки» будут нужны через год-два»?..

Дмитрий Калинин (менеджер в области торговли): «Чем дольше исполнительные органы затягивают решение проблемы с неиспользованными угодьями, тем дороже будет их восстановление. Ну и о ценах на продукты питания, произведенных в Казахстане. О какой конкуренции с импортом можно говорить в такой ситуации?»…

Ерлан Бектаев (рекламщик, продвигал национальную казахскую кухню в России): «Я не очень понимаю, почему правительство – в частности, минсельхоз и минэкологии, много лет обещали построить водохранилища, каналы, системы орошения, а этим летом сели в сухую лужу. Лицом сели, репутацией своей»!..

Повторение – мать мучения?

Хотелось бы напомнить еще одну цитату президента Токаева из этого сентября: «На исполнительной власти лежит ответственность за реформы. Она в первую очередь нуждается в трансформации. Во-первых, исполнение отраслевых решений. Персональная ответственность за результат будут целиком возложена на министров и акимов, которые своими приказами должны оперативно принимать необходимые решения. Во-вторых, правительство будет нести полную ответственность за реализацию экономической политики. Оно должно обладать всеми рычагами самостоятельного управления экономикой без волокиты и бюрократии, без согласований с администрацией президента».

Там же Касым-Жомарт Кемелевич отметил, что «персональная ответственность целиком возлагается на министров, которые своими приказами должны оперативно принимать необходимые решения. То же касается и акимов на местах»…

Кого судят за украденный мешок картошки и ящик водки? И кого в нашем правительстве милуют?

Изучил статистику по кражам в РК в прошлом году и за шесть месяцев текущего. Не сильно она изменилась. В среднем преступников посадили не больше, чем в прошлом году.

Ознакомился с августовским отчетом Высшей аудиторской палаты РК. А в нем сказано, что сотни миллиардов тенге налогоплательщиков  уходят в «козью дыру» из-за финансовых нарушений и некомпетентности чиновников.

283 миллиарда тенге убытка – это «контрольный выстрел в голову»? 42,5 млрд тенге за полгода – это ошибка в расчетах министерств?

Согласно документу ВАП, в текущем году упущенная выгода составила 276,9 млрд. Неэффективное планирование и использование бюджетных средств, активов государства – 24,1 млрд.

Массовое убойное скотоводство: казахстанские крестьяне режут скот из-за угрозы голодной зимы

Что удалось вернуть в бюджет? Меньше ТРЕХ МИЛЛИАРДОВ тенге.

Точка!

Справка «Каравана»

За год мировые цены на продукты питания в разных странах упали на 1,6-2,4 %. В сентябре выросли на 0,3-0,7 %. Там тоже были засухи и наводнения.

В Казахстане особые «климатические» условия?