Зачем бизнесу снижать доходы?
Вопрос уплаты НДС наряду с корпоративным подоходным налогом (КПН) является одним из самых обсуждаемых в стране.
– Если годовой оборот не превышает 30 тысяч МРП, то предприятие освобождается от НДС. Если же бизнесмен видит, что перешел порог, то он обязан встать на учет, – говорит экономист Андрей СКОРОДУМОВ.
По словам предпринимателя Алмаза ТУЛЬТАЕВА, именно это, как ни странно, является тормозом развития бизнеса. Руководитель предприятия, не желая платить НДС, пытается всеми способами снизить свои доходы!
– Компании обязаны перейти на общий налоговый режим, если преодолевают планку по количеству персонала либо по объему выручки, – говорит он. – А это означает дополнительную фискальную нагрузку на бизнес. Это вынуждает идти на разного рода ухищрения – вроде искусственного дробления компаний. Таким образом, если у вас одно заведение – вы имеете право работать на упрощенной системе налогообложения с налогом 3 процента. Если открыли несколько заведений, автоматом становитесь плательщиком корпоративного налога (20 процентов), а потом и НДС. Возьмем сферу общественного питания. Большая часть этого бизнеса находится в тени, потому что люди боятся превысить минимальный порог, чтобы не попасть на обязательный учет по НДС.
Неконкурентный отечественный производитель
Тему налога на добавленную стоимость поднимают не только в Казахстане.
– Существует и нулевая ставка по НДС. Она действует при экспорте товаров и при реализации услуг по международным перевозкам, – говорит Скородумов.
По словам экономиста, в этом отношении Казахстан использует опыт других стран, где такая система налогообложения оправдала себя. Похожая система и послабления действуют и в соседних республиках. Например, в Беларуси НДС также составляет 0 процентов при экспорте товаров. А реализация производимой на территории страны продукции растениеводства, пчеловодства, животноводства и рыбоводства облагается НДС в 10 процентов – в 2 раза меньше, чем ставки на другие виды товаров. Остальная продукция и услуги облагаются налогом в 20 процентов. В этом отношении белорусские предприниматели, занятые в сфере сельхозпроизводства, значительно выигрывают. И потому успешно занимают прилавки казахстанских магазинов.
В Германии действует пониженная ставка налога – 7 процентов, к примеру, это реализация отдельных видов продуктов питания, воды, дров, нерекламных газет и книг, оказание услуг по железнодорожным пассажирским перевозкам или краткосрочному размещению в отелях. Таким образом, в других странах поддерживают сельхозсферу, издательскую деятельность, туризм и производство продуктов питания, что также положительно влияет на ценообразование.
По словам Алмаза Тультаева, такая ситуация мешает развитию отечественных компаний и не дает возможности формировать качественный бизнес. Ведь есть шанс развития, к примеру, целых торговых сетей, которые могли бы выйти за пределы Казахстана.
– Вместе с тем в 2020 году в связи с введением ограничительных мер из-за коронавирусной инфекции правительством страны для отдельных предпринимателей была предоставлена полугодовая отсрочка на уплату всех налогов, – добавляет он. – На качественном пополнении бюджета это не сказалось. Значит, государство не проиграет и от этого шага.
Налоги – катализатор инфляции?
Но это еще цветочки. Оказывается, НДС и КПН являются катализаторами роста цен, что в конечном итоге сказывается на потребителях.
– Налоговые коллизии приводят к следующей ситуации. К примеру, производитель считает все свои расходы и прибавляет к цене товара ставку НДС – 12 процентов. Этот товар приобретает крупная закупочная компания, которая отправляет его в сеть супермаркетов уже со своей наценкой – с учетом транспортных расходов, заработной платы своим работникам и извлечения прибыли. Плюс к этому он добавляет тот же НДС. Супермаркет, получивший товар, тоже должен заложить в него свою прибыль за вычетом заработной платы сотрудников, аренды, других затрат и того же НДС. То есть товар только за счет налога вырос в цене на 36 процентов! Конечно, пример чисто условный, но он отражает суть проблемы, – считает экономист. Сотни бизнесменов выступили против налоговых требований
– Отмена НДС для некоторых секторов не только резко удешевит производимый товар, но и позволит конкурировать на рынке с завозимой из той же России или Беларуси продукцией. Это позволит бизнесу получить шанс на развитие производства, и казна получит налоги уже в виде других налогов. Один из них – тот же КПН: чем больше бизнес заработает, тем больше он заплатит в казну в конечном итоге, – считает Скородумов.
Отметим, что Алмаз Тультаев с этим предложением уже обратился в Национальную палату предпринимателей “Атамекен”. Вопрос был рассмотрен на республиканском уровне и признан актуальным. Планируется вынести его теперь на рассмотрение правительства со всеми озвученными доводами. И при хорошем исходе бизнес действительно получил бы шанс на конкурентоспособность.
Жамбылская область