Если кто помнит, в начале девяностых пьянство в Казахстане носило если не повальный, то достаточно массовый характер. Но потом пришли другие времена. Кого-то от алкоголя отвадил рынок с его жесткими правилами конкуренции, кто-то нашел свою правду в религии.
Картинка с натуры. В Алматы на пересечении улиц Рыскулова и Момышулы в лагманхане бригада слесарей, человек пятнадцать, отмечают день рождения своего коллеги. На столе лагман, торт, лепешки, конфеты, чай и ни грамма спиртного. Бригада слесарей! Ты слышишь, Карл?!
Политолог Азимбай ГАЛИ:
– В целом в Казахстане отмечается устойчивый тренд на уменьшение потребления алкоголя. Но тренд этот не абсолютный. Движение в позитивном направлении есть, как есть и отклонения от этого движения. Так, только вчера я видел двоих пьяных. Поэтому я бы не стал предаваться радужным настроениям. Приведу такие данные. В Казахстане в мечети в подавляющем большинстве, до восьмидесяти процентов, ходит казахская молодежь. Но и в ресторанах в преобладающем большинстве сидят тоже казахи.
Что же касается факторов, влияющих на снижение алкоголизма, то в качестве основных я бы выделил три причины. Первая связана с постепенной утерей питейных традиций. Потребление алкоголя уже не рассматривается обществом в качестве признака настоящего мужчины.
Во-вторых, на снижение потребления алкоголя влияет страх потерять работу. Что в нынешних условиях весьма чревато.
И, в-третьих, идет постепенное превращение казахов в азиатскую нацию со всеми сопутствующими азиатским нациям традициями и обычаями, среди которых места алкоголю нет.
Главный редактор медиапортала Dialog.kz Джанибек СУЛЕЕВ:
– В начале девяностых годов мне на глаза попалась статья Ахаса Тажутова “Алкоголизация казахов”, опубликованная в журнале “Арай”. Там на цифрах и исторических документах показывалось, как наши сородичи вовлекались в пьянство. Особый размах пьянство среди казахов приняло во время и после освоения целины. И связаны эти перемены были с изменившимся менталитетом степняков. Когда праздничный дастархан без бутылки водки выглядел сиротливо. Отсюда пошла традиция встречать и провожать гостей спиртными напитками.
А потом давайте вспомним, ведь одно время водка аналогом жидкой валюты стала служить. Когда любые расчеты за любые оказанные услуги производились в пол-литрах.
Однако сегодня мы видим перемены. И хотя в сравнении с теми же нашими братьями узбеками или туркменами мы выглядим не столь уж убедительно, но сегодня нация потребляет намного меньше горячительных напитков, чем раньше.
И на то есть ряд причин. В обществе меняется сама культура потребления алкоголя. Появился прекрасный выбор. Вы сегодня можете позволить поставить на стол французские, испанские или грузинские вина. А под них требуются и другие, изысканные закуски. Люди за таким столом не напиваются, а лишь поднимают себе настроение.
С другой стороны, казахи начинают ценить свой труд. И если вы тому же слесарю, ремонтирующему ваш автомобиль, предложите бутылку водки, то он, скорей всего, вас не поймет и попросит деньги за свою работу.
А еще я заметил, в аулах стали гораздо меньше пить. Некоторые главы крестьянских хозяйств и вовсе не держат дома алкоголь.
Поэтому водка и дешевые вина – это сегодня продукты, которые по большей части находят своего потребителя в маргинальной, социально уязвимой среде.
И конечно, немалую роль в этом играет общественное мнение, сегодня весьма критично относящееся к пьяницам и алкоголикам. Даже умеренно пьющий человек – и тот себя начинает чувствовать неуютно под недремлющим оком общественного мнения.
Хотя, повторюсь, на фоне тех же узбеков и туркмен мы, наверное, все еще продолжаем выглядеть сильно закладывающей за воротник нацией.
Каймунар ТАБЕЕВ, писатель:
– За праздничным казахским дастарханом, на свадьбах и тоях вы уже не увидите того количества алкоголя, что было раньше. Не сказать, что казахи не пьют, но пьют куда меньше в сравнении с девяностыми годами. Интерес пропал. Особенно это заметно среди городской молодежи, отыскивающей себе более увлекательные занятия, чем потребление алкоголя. Я полагаю, одна из причин, что было раньше, – то, что общество было бедным, в том числе и бедным на досуг.
А сегодня этот рыночный сегмент осваивается в полной мере. Открываются спортивные и фитнес-залы, можно заняться плаванием, изучением языков, сходить в тот же интернет-клуб, занять свой досуг хорошей музыкой, кинофильмами.
Словом, в сфере индустрии развлечений у казахстанцев появился неограниченный выбор, и алкоголь отходит уже на третий, а то и на четвертый план.
А что касается “Боярышника” или ему подобных спиртосодержащих гадостей, то, разумеется, казахстанцы подобную отраву не пьют. Ведь и водка у нас совсем недорогая. Так зачем себя травить каким-то “Боярышником”?
Алматы