В казахстанском медийном пространстве гуляют слухи о грядущих перестановках в казахстанском правительстве. Существует мнение, что произойдут они вскоре после ЭКСПО-2017 и это при том, что большая часть нашего правительства занимает свои места не больше года.
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz решил обратиться к известному кыргызскому политологу Марсу САРИЕВУ, дабы он помог составить объективный и непредвзятый взгляд на казахстанскую политическую систему и поведал о том, почему перестановки в ней происходят так часто.
— Как, на ваш взгляд, обстоят дела с кадрами в казахстанском правительстве?
— Я считаю, что Нурсултан Назарбаев проводил очень дальновидную и системную политику. Сейчас выросло новое поколение казахских политиков, причем состав очень молодой — людям в среднем от 30 до 45 лет. Вся эта трансформация прошла успешно, ведь все эти политики прошли хорошую школу как в России, так и на Западе. Можно сказать, что в Казахстане есть очень качественный и профессиональный политический состав.
— Вы считаете, что обновление кадров — это положительный фактор?
— Да, я думаю, что это положительный фактор. Так как политики советского розлива уже не соответствуют новым реалиям и той динамике, которая сейчас есть на политической арене. Почти все те политики заточены под другую систему и другие параметры. Поэтому вливание молодых политиков и кризисных менеджеров очень позитивно сказываются на Казахстане.
При этом сильные политики, взрощенные советской системой, все ещё остаются. Нельзя сказать, что идет поголовная смена. Все идет очень плавно и системно.
— А как с этим обстоят дела в Кыргызстане?
— В Кыргызстане, к сожалению, с этим хуже. Никто не был заинтересован в выращивании молодых кадров. Конечно, были программы, как и в Казахстане, по отправлению молодых кадров учиться за рубеж. Но в основной массе они либо остались за рубежом, либо не смогли найти себя в политической системе или работают на вторых позициях. Поэтому у нас продолжает рулить советская номенклатура, поэтому есть очень много проблем с управлением в вертикальной власти.
— Больше половины членов нынешнего казахстанского правительства занимают свои должности не больше одного года. Ходят слухи, что после ЭКСПО-2017 грядут глобальные кадровые перестановки. Как вы думаете, с чем это может быть связано?
— Это связано с тем, что хоть и происходит модернизация, как промышленная, так и экономическая, но Казахстан так и остался в парадигме советской системы, особенно в политической сфере. Поэтому молодые кадры не могут работать в этих двойственных реалиях. Поэтому эти кадры не справляются и их приходится менять.
Но этот кадровый состав имеет большой потенциал и поэтому идет поиск, хоть и методом проб и ошибок. А другого способа нет, потому что все это молодые люди в возрасте от 30 до 45 лет и пока что они не могут адаптироваться в этой системе и найти свое место. Тоже самое происходит и у нас, в Кыргызстане.