Caravan.kz вспоминает подробности этого происшествия.
Все началось в начале января 2011 года. Главное управление МВД Украины в Одесской области возбудило уголовное дело по факту взрыва и возгорания в доме №24, расположенном по улице Тираспольской, в Одессе. Сообщалось, что в результате этого пожара погиб 26-летний гражданин России, а также серьезно пострадал 28-летний гражданин Казахстана. Третий постоялец указанной квартиры скрылся. По данным следствия, им оказался Адам Осмаев. На месте происшествия были произведены оперативно-следственные мероприятия, в ходе которых выяснилось, что пожар произошел из-за взрыва неизвестного самодельного взрывного устройства.
Порядком обгоревшего, но выжившего подозреваемого арендатора квартиры спасли, а потом допросили. Допрос был необходим срочный, ведь в вещах, найденных в квартире, были обнаружены компоненты взрывных устройств. Этим самым подозреваемым и оказался гражданин Казахстана Илья Пьянзин.
Выживший казахстанец рассказал сотрудникам службы безопасности Украины сенсационные подробности. Выяснилось — он сам и два его подельника готовили взрывчатку для покушения на Владимира Путина (который тогда занимал пост премьер-министра РФ) и на главу Чеченской Республики Рамзана Кадырова.
6 января СБУ отправило российским коллегам из ФСБ срочную телеграмму.
По словам самого задержанного Ильи Пьянзина, он вместе со своим сообщником Русланом Мадаевым (который погиб при взрыве в квартире), прилетели в Одессу из ОАЭ через Турцию с четкими инструкциями от представителей Доку Умарова.
"Они сказали, что для начала поедете в Одессу. Научитесь там изготавливать. А потом уже дальше, в Москве, будете делать диверсии на экономических объектах. В дальнейшем — покушение на Путина. Потом мы прилетели в Одессу. Руслану дали номер человека, который должен был встретить нас здесь", — пояснил задержанный.
Третий подельник, Адам Осмаев, был задержан украинской стороной тремя неделями позже. Он полностью подтвердил показания Пьянзина.
Причем сделал это под видеозапись, в которой организатором планируемых покушений назвал себя. Заказчиком же предстоящих диверсий и терактов, по свидетельству Адама Осмаева, был не кто иной, как лидер северокавказских боевиков Доку Умаров. Как погибали казахстанские воры в законе и криминальные авторитеты
29-летнего уроженца казахстанского города Уральска Пьянзина доставили в Россию под усиленным конвоем сотрудников ФСИН и ФСБ РФ.
Решением Лефортовского районного суда Москвы он был арестован на два месяца с момента его прибытия в Россию. Из аэропорта подследственный сразу был отправлен в Лефортовский следственный изолятор.
Предоставленный подследственному по назначению российской стороной адвокат Владимир Марков так охарактеризовал своего подзащитного: «Интеллигентный, образованный, вежливый, хорошо поставленная речь. Во всяком случае, встретившись с ним при других обстоятельствах, никогда не подумаешь, что этого человека обвиняют в тяжких преступлениях», — подчеркнул адвокат Марков.
Также, по словам государственного защитника, Пьянзин вел себя уверенно, не проявляя никакой нервозности и беспокойства. Подзащитный даже не высказал своему адвокату никаких жалоб на условия, в которых проходила процедура его экстрадиции из Украины в Россию.
Илье Пьянзину предъявили обвинения в подготовке посягательства на жизнь премьер-министра РФ Владимира Путина, в бандитизме, хранении и изготовлении оружия и боеприпасов (ст. 277, 209, 222 и 223 УК РФ). Однако казахстанец все эти обвинения отверг и пояснил, что был лишь свидетелем всех инкриминируемых ему преступлений. Поэтому виновным ни по одному из пунктов он себя не признает. При этом Пьянзин пообещал следователю рассказать все, что знает о преступной деятельности его сообщников. Путин заявил, что Россия отказывается от доллара: что это значит для Казахстана
Уже в день его прибытия в Москву – в субботу, к Пьянзину из Одессы прилетела его супруга, которая сразу же сообщила адвокату Маркову, что ее муж не нуждается в его услугах. Женщина заявила, что интересы Ильи Пьянзина будет представлять другой опытный в делах, связанных с терроризмом, адвокат.
К слову, в консульском отделе посольства Казахстана в РФ, о состоявшейся экстрадиции гражданина Казахстана из Украины в Россию казахстанскую сторону — дипмиссию никто официально не уведомил.
Сотрудники консульства Казахстана узнали о прибытии Пьянзина в столицу РФ из СМИ и весь понедельник потратили на поиски соотечесственника по всем московским СИЗО.
По версии Ильи Пьянзина, выходило, что сам он был лишь невольным соучастником преступной деятельности, в то время как во всем виноват его погибший при взрыве приятель и сосед по квартире, чеченец по национальности Руслан Мадаев. Пьянзин, очевидно додумался, что удобнее «повесить» все на погибшего во время взрыва Руслана Мадаева, которого уже нет в живых и ничего опровергнуть он не сможет.
Адам Осмаев заявил, что сделал громкие признания лишь для того, чтобы получить срок на Украине, избежав таким образом экстрадиции в Россию. Когда же местный суд решил все же выдать его Москве, Осмаев отказался от своих показаний и объявил Илью Пьянзина «провокатором от российских спецслужб». Отметим, Адам Осмаев все-таки сумел избежать экстрадиции: он обратился в Европейский суд по правам человека.
Гражданин Казахстана Илья Пьянзин был осужден на 10 лет колонии за подготовку покушения на Владимира Путина в сентябре 2013 года.
В 2017 году Илья Пьянзин попросил о помиловании. Он обратился с прошением непосредственно к президенту Владимиру Путину. В своем прошении он назвал свой поступок глупым, а преступление абсолютно немотивированным. В своем письме казахстанец написал, что теперь искренне раскаивается в своих намерениях.
Пьянзин уверен, что попал под влияние своих друзей – двух бежавших из России чеченцев, и в итоге стал лишь орудием в их планах мести российскому руководству. Также он рассказал в своем прошении, что он внимательно следит за новостями о Путине и одобряет его политику в Сирии. Помимо этого, он отправил несколько своих тюремных окладов в фонд помощи детям непризнанных ДНР и ЛНР.
Жена Ильи Пьянзина рассказала, что Илья был примерным семьянином, но сидел дома без работы. На втором курсе университета он принял ислам. Потом он познакомился с двумя уроженцами Чечни − Адамом Осмаевым и Русланом Мадаевым. Адам Осмаев был приверженцем террористической организации "Имарат Кавказ" и разыскивался за подготовку покушения на главу Чечни Рамзана Кадырова. Осмаев и Мадаев предложили Пьянзину совместный бизнес в Украине. Но, когда в Киеве выяснились их преступные цели, Пьянзин не решился сообщить правоохранителям о боевиках.
"Я дважды пыталась обратиться к Владимиру Владимировичу во время его прямых линий. Хотела просто рассказать вашему президенту, как тяжело одной работать, управляться с детьми, да еще и регулярно таскать на себе из Казахстана в Самарскую область 20-килограммовые коробки с фруктами и запеченной бараниной", — рассказывала супруга Пьянзина. Однако ей так и не удалось пообщаться с Владимиром Путиным.
В ноябре 2018-го Илье Пьянзину было отказано в условно-досрочном освобождении. При вынесении решения прокуратура опиралась на то, что осужденный неоднократно нарушал режим отбывания наказания.