Опубликовано: 12400

Почему туристов не привлекают казахстанские красоты, и они несут деньги в другие страны

Почему туристов не привлекают казахстанские красоты, и они несут деньги в другие страны Фото - Caravan.kz

Сезон каникул и летних отпусков в разгаре.

Где отдохнуть казахстанцам и чем можно удивить импортных туристов без ущерба для их кошельков и организмов? Посчитаем, на ком и как стране можно заработать. В этом вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

В минувший четверг президент Токаев в пух и прах разнес планы правительства по развитию сразу двадцати туристических зон в разных регионах республики. По словам главы государства, это приведет «к распылению ограниченных ресурсов страны». А их сегодня и так не хватает.

Можно смеяться: пять лет назад Казахское географическое общество предлагало аж полсотни зон для отечественных и зарубежных туристов!

Как считает Касым-Жомарт Кемелевич, за три десятка лет Казахстан так и не сумел воспользоваться своим выгодным географическим положением и рядом «естественных подарков» (природное разнообразие, уникальное историко-культурное наследие, возможностями использования потенциала Великого Шелкового пути и многое другое). И привел три жестких аргумента.

Первый: доля туризма в экономике за последние четыре года снизилась в стране с 3,7 до 3,2 %. А это почти втрое меньше среднемировых показателей. Второй: условия для бизнеса в этом секторе не самые праздничные. Инвестиции в него окупаются в лучшем случае через 5-7 лет. Что сделали акиматы и правительство, чтобы изменить ситуацию? Да много чего НЕ сделали! Президент деликатно назвал это «упущением». Проще говоря, турсектор мог бы приносить в госказну сотни миллионов долларов. Но действующие правила игры не позволяют.

Ну и третий аргумент: в списке новых 17 прорывных инвестиционных проектов только два относились к сфере туризма. Да и тем требуется поддержка из госбюджета.

«Лучше меньше, да лучше» (это цитата из наследия Ленина В.И.)

Ознакомился с проектами 20 зон. Половину точно можно забыть лет на десять. Потому что в них сегодня нужно вбабахать миллионы долларов. А вернуть их, если повезет, удастся через 10-15 лет. Инвесторы – не сумасшедшие. Они считают все риски и их последствия. Авторы вероятной «двадцатки» считали сегодняшние и завтрашние риски-убытки?

По мнению президента Токаева, сосредоточиться сегодня надо на горном кластере Алматинского региона, пляжном туризме Мангистау (хотя даже в июле Каспий может быть чертовски холодным) и Щучинско-Боровской зоне.

А еще глава государства поручил правительству провести ревизию туристических зон и обеспечить их необходимой инфраструктурой. Где «элементарно не хватает энергомощностей, вследствие чего отдыхающие нередко сидят без света… Люди подвергаются опасности, возникают риски пожаров, выходят из строя бытовые приборы». По мнению ряда экспертов, тут для расследования надо подключать не только энергетиков.

Забавной представляется ситуация, когда в темном коридоре отеля нос к носу столкнутся наш прокурор и интурист: - Ты кто? – Спасите, SOS, я вас не знаю!..

Ага, если еще и вайфая нет и туалет не работает, то точно Конец Света?

Футбол, коррида и кокпар

Сначала факты – потом эмоции. Когда Токаев говорил о недоразвитости нашего турсектора, он имел в виду многое. В том числе и сопутствующие отрасли.

Справка «Каравана»

По оценке Всемирного экономического форума, мы на 70-м месте из 119  по уровню развития туризма по итогам 2023 года.

По данным Всемирной туристской организации, в 2023 году эта отрасль стала одной из самых привлекательных для инвесторов. Доля туризма в мировом ВВП подбирается к 10 процентам. А еще это 30 % мирового экспорта и 5-7 % налоговых поступлений. Да, каждый десятый работник в мире трудится именно в этой сфере. А каждые 30 туристов ежегодно генерируют одно рабочее место.

Турагент Айжан Мустафина:

«Я почти полтора года прожила в Барселоне. Туристы приезжали сюда, чтобы увидеть футбол местной команды и корриду. Там даже специальный стадион построили, чтобы быков убивать. Больше не пойду. Не хочу это видеть. Но туристы считали, что не увидеть корриду в Каталонии – это все равно что там не побывать. Я бы предложила гостям такое наше национальное соревнование, как байга. А еще лучше – кокпар! Это такой микс из регби, скачек и борьбы. Но это надо как-то рекламировать, продвигать на международном рынке. Чарынский каньон – это почти Колорадский, только в миниатюре. Но впечатляет не меньше. А где реклама?»

Владелец двух хостелов в Алматы Д. (имя-фамилию попросил не называть).

«В наших гостиницах цены дурные. Хозяева не понимают, что иностранные туристы приезжают не в отелях сутками тусоваться, а посещать разные музеи, достопримечательности, в горы сходить. У меня в прошлом году были две семейные пары из Германии. Для них нормально жить в хостеле в любой стране, но при этом арендовать машину для поездок. Всегда возвращались до 23.00.»…

Личные впечатления

Я был в Барселоне лет 10 назад. Знаменитый футбольный клуб лихо зарабатывает на атрибутике. Супермаркет при стадионе «Камп ноу» приносит миллионы на символике «Барселоны»: зажигалки, пепельницы, шарфы, именные футболки игроков, кепки, кружки, блюдца, мячи с автографами… Да черт знает, на чем еще! Все идет в кассу клуба. А оттуда – налоги в госбюждет.

Барселонцы умело монетизируют популярность своего клуба. А многие ли зарубежные путешественники знают, что можно увидеть, чему можно изумиться в Казахстане? Пару раз замечал на оптовках майки и кепки с символикой ЭКСПО, футбольной федерации Казахстана и просто голубую бейсболку с гербом. Всё? Несколько лет назад на канале Euronews крутили какие-то ролики про Казахстан. Традиционное видео: горы, степи, скачки, реки, нефтяные качалки... Понять, про что и для кого это снимали и сколько заплатили каналу за показ – уже невозможно.

Многие путешественники уезжают домой в майках и кепках стран пребывания.

В чем они покинут Казахстан?

Путешествие в прошлое с прицелом на будущее?

В 2023 году правительство поставило на утрату госпрограмму развития туристской отрасли в РК на 2019-2025 годы. То есть либо ее признали провалившейся, либо несвоевременной и слишком дорогой в исполнении. К слову, в 2018 году, когда ее писали, авторы указали только ДЕСЯТЬ перспективных зон. Есть резон их перечислить.

1) озеро Алаколь с потенциалом 2 500 000 туристов в год (текущий поток – 772 000 в год); 2) горный кластер Алматинского региона – с потенциалом 2 500 000 туристов в год (текущий поток – 500 000); 3) Щучинско-Боровская курортная зона – с потенциалом 2 000 000 туристов в год (текущий поток – 750 000); 4) Баянаульская курортная зона – с потенциалом 450 000 туристов в год (текущий – 200 000); 5) Имантау-Шалкарская курортная зона – с потенциалом 400 000 туристов в год (текущий – 130 000); 6) озеро Балхаш – потенциал 400 000 туристов в год (текущий – 130 000); 7) развитие историко-культурного туризма Туркестана – потенциал 1 500 000 туристов в год (текущий – 500 000); 8) развитие пляжного туризма Мангыстау – потенциал 750 000 туристов в год; 9) развитие MICE туризма в столице – потенциал 1 000 000 в год; 10) развитие зоны «Байконур» как развлекательного хаба – потенциал от 250 000 до 500 000 посещений в год.

Что сделано? Были попытки привлечь инвесторов – китайских, арабских, немецких, турецких, российских. И даже наших. Но когда они вникали в суть нашего рынка и действующие законы, то «включали заднюю».

Справка «Каравана»

По оценке Всемирной туристской организации, в 2028-2030 годах начнут путешествовать 1,8,-1,9 млрд человек – к памятникам истории, культуры, экологическим заповедникам, странам с экзотической кухней. При этом доход данной отрасли может превысить 2 триллиона долларов в год.

Когда госпрограмму поставили на утрату, директор ТОО TourIn&Out Жаныбек Ильясов прокомментировал «Каравану» это достаточно жестко:

«В ней были правильные идеи, но не было механизма реализации. И не было юридических обоснований для привлечения инвесторов. Было что-то сказано про транспортную доступность – где-то это сделали. Частично. Про качество услуг – тоже везде разное. Это опять про туалеты, еду и цены на неё в придорожных заведениях. Что-то было в продвижении «национального туристского бренда». А где результат? В программе обещали туристскую сферу как-то усовершенствовать. Ну и накрыли «медным тазом». Я своим гостям предлагал «беш» очень осторожно. Не хотел, чтобы их желудки не справились с нашим национальным кушаньем»…

Миллиарды долларов в год: как Казахстану заработать на туризме подобно Израилю

Спрашиваю в этом году:

- Жан, что-то изменилось? Туристов, по официальной статистике, больше стало?

Хватит всех обманывать!

Реакция была ожидаемой:

- У нас в туристы записывают даже участников разных международных форумов, бизнес-совещаний и конференций. Люди прилетели, поговорили, что-то обсудили – и все. Кроме отелей и официальных залов, ничего в Астане увидели. Если в Алматы – конечно, свозят на Шымбулак. Ну какие это туристы?

- Но эти политические и деловые визиты тоже приносят деньги в казну.

- Приносят. Но это прибыль для дорогих отелей и ресторанов, а не для отрасли, о которой мы говорим. Там бешеные бабки за номер!

- И что делать?

- Переписать эту госпрограмму с учетом всех реалий: санкций, наших перспектив. Внести изменения в законы, которые регулируют наш бизнес. Тогда у нас будут шансы развивать этот сектор экономики. И сделать для мира Казахстан туристически привлекательным.

- Жан, у меня две бейсболки с символикой Казахстана. Старые уже.

- У меня тоже две. Намек понял. Сделаю.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи