Почему триллион тенге на ликвидацию безработицы не решит проблемы - Караван
  • $ 488.11
  • 530.09
+13 °C
Алматы
2024 Год
3 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему триллион тенге на ликвидацию безработицы не решит проблемы

Почему триллион тенге на ликвидацию безработицы не решит проблемы

В этом году на борьбу с безработицей правительство потратит больше триллиона тенге.

  • 3 Августа 2020
  • 5175
Фото - Caravan.kz

Вот только, как уверен экономист Жанат НУРГАЛИЕВ, в имеющемся виде программа занятости мало кому поможет найти хорошую работу, а огромные деньги в бюджет уже никто не вернет.

Маникюршу – в маляры, турагента – на укладку брусчатки

О том, что безработица в условиях коронавирусной реальности – одна из основных бед государства, говорят многие: позакрывались на карантин салоны красоты, торгово-развлекательные центры, туристические агентства и частные образовательные курсы. Откроются ли они после локдауна – вопрос спорный.

Тут надо отдать должное нашему кабмину – для оставшихся без работы он спешно разработал “Дорожную карту занятости на 2020–2021 годы”. На нее в этом году из республиканского бюджета уже выделено 300 миллиардов тенге.

И еще за счет выпуска гособлигаций предполагается дополнительно выделить 700 миллиардов тенге. Кроме того, расширена и госпрограмма “Енбек”. Если в начале года на нее планировалось направить 30 миллиардов тенге, то, глядя на кризис, добавили еще 50 миллиардов. Итого – 1 триллион 80 миллиардов тенге на трудоустройство. Чтобы были понятны масштабы: этих денег хватит, чтобы абсолютно всем казахстанцам, даже тем, кто только родился, раздать по 60 тысяч тенге единовременно.

Но минтруда и соцзащиты решили пойти другим путем. По программе “Енбек” предусмотрены меры по подготовке кадров, развитию предпринимательства и содействию занятости. Программа “Дорожная карта занятости (ДКЗ)” предполагает создание рабочих мест за счет строительства и развития объектов инфраструктуры – 242 тысячи временных рабочих мест и 15 тысяч – постоянных.

То есть основная работа, которую могут предложить чиновники в рамках “Дорожной карты занятости”, – это строительство и ремонт.

Насколько хорошо мастер маникюра справится с покраской стен дворового клуба, а бедствующий турагент – с укладкой асфальта, одному минтруда известно. Впрочем, по опыту прошлых лет существования программы “ДКЗ” можно предположить, что никто безработных тружеников индустрии красоты, розничной торговли и турбизнеса к строительным работам не допустит.

– Как отмечали жители регионов, при реализации программы “ДКЗ” в прошлые годы зачастую происходило так, что подрядные организации, выполняющие работу, имеют свою рабочую силу и не заинтересованы нанимать дополнительных местных рабочих, ссылаясь на отсутствие необходимых квалификационных навыков у безработных. Акиматы обычно этот вопрос не контролируют. Также надо понимать, что строительство и ремонт – это временная работа. Минтруда заявляло, что в результате реализации программы “Дорожная карта занятости” будет создано 242 тысячи временных рабочих мест и 15 тысяч – постоянных. То есть по факту за триллион тенге будет создано 15 тысяч рабочих мест и в лучшем случае решены вопросы инфраструктуры в регионах, – делает вывод директор некоммерческой организации “INTEGRITY Astana”, экономист Жанат Нургалиев.

Чужих здесь не берут

Однако вовсе не факт, что по итогам года в Казахстане будут отремонтированы и построены все заявленные в рамках программы “ДКЗ-2020” объекты. Создана она по аналогии с программой на 2015–2016 годы. Тогда реализация инфраструктурных проектов была одним из 3 направлений.

– По результатам проверки в 2016 году, Счетный комитет указывал на низкую эффективность программы “ДКЗ” по созданию постоянных рабочих мест и отмечал недостижение целевых индикаторов: на инфраструктурные проекты выделялось 88% средств от всей программы, а трудоустраивалось в них всего 5% от участников. При этом надо учесть, что никогда прежде на эту программу не выделялась такая огромная сумма. Для сравнения: в 2015 году на аналогичную программу ДКЗ было потрачено 37,5 миллиарда тенге, а в 2016 году – 85 миллиардов. При этом в 2016 году основная сумма поступила в акиматы в ноябре – декабре, из-за чего многие проекты завершались поспешно и асфальт укладывали на снег.

По данным из открытых источников, очевидно, что и в этот раз акиматы отбирали проекты очень поспешно, руководствуясь в первую очередь наличием готовой проектно-сметной документации и стараясь включить в список все свои “хотелки”, без учета приоритетов развития страны и регионов.

Чем еще объяснить, что по наиболее востребованным на данный момент объектам здравоохранения предполагается строительство всего 24 и капитальный ремонт 177, что в пределах страны очень мало? – говорит Жанат Нургалиев. Кто труда не боится – того вирус сторонится: когда стабилизируется положение на рынке труда после карантина

В целом же, по данным минтруда, 31% средств по программе “ДКЗ” предусмотрено на строительство, ремонт и реконструкцию социально-культурных объектов. Это в основном объекты образования, культуры, спорта, социального обеспечения. 26% – на объекты ЖКХ. Здесь в основном предусмотрены меры по строительству и ремонту жилья, общежитий, объектов водо-, энерго-, газо-, теплоснабжения и канализации. 25% – на объекты инженерно-транспортной инфраструктуры. В данное направление входят городские, поселковые дороги, тротуары, подъездные дороги, дамбы и мосты, а также водохозяйственные объекты. 18% – на благоустройство населенных пунктов. Сюда включено благоустройство дворов, парков и улиц, детских площадок, озеленение, освещение.

Как отмечает Жанат Нургалиев, существует большая вероятность нецелевого использования средств. Ведь контроль за ходом строительства со стороны акиматов, судя по прошлым годам реализации программы, осуществляется не на должном уровне.

При этом никто не контролирует работу самих акиматов по формированию перечня проектов и целевого использования средств в процессе работы.

Счетный комитет и другие проверяющие органы свой вердикт выносят только по итогам завершения проектов. И что бы они ни сказали, это уже будет не важно ни безработным, ни жителям, получившим по итогу некачественные дороги или больницы.

Дайте людям денег и нормальную работу!

– Я считаю, что программа “Дорожная карта занятости” нуждается в серьезном пересмотре, пока не поздно. Всё же основная задача на сегодняшний день – это сокращение безработицы. Поэтому, на мой взгляд, надо завершить уже начатые инфраструктурные проекты, потратив на это не более 20% от триллиона, но как минимум половину выделенных по программе средств надо направить на создание новых рабочих мест в предпринимательстве, а еще 30% средств – на сохранение рабочих мест у действующих субъектов бизнеса. Чтобы были всем понятны действия органов власти, было бы правильнее взаимоувязать меры программ “Дорожная карта занятости” и “Енбек” и перераспределить средства, к примеру, на увеличение микрофинансирования в рамках 2-го направления программы “Енбек” с учетом реальной потребности и количества обучившихся по “Бастау Бизнес”. Также в сельской местности, как мне кажется, было бы правильно выделить средства на приобретение скота. Совместно с предпринимателями и представителями общественного контроля определить в каждом населенном пункте проекты, в первую очередь перерабатывающие производства, которые бизнес готов запустить, и создать новые рабочие места. И уже под эти проекты начать подготовку кадров в рамках 1-го направления программы “Енбек”, – объясняет свое видение программ поддержки занятости Жанат Нургалиев.

В минтруда на предложение общественной организации пока ничего не ответили.

Но, может, чиновники и сами уже поняли, что триллион на 15 тысяч постоянных рабочих мест – это слишком дорого, и сейчас пересматривают программу “Дорожная карта занятости”?

Ведь на дворе – почти осень, а полного перечня проектов в рамках этой программы всё еще нет.

НУР-СУЛТАН