Как рост поголовья лошадей в Казахстане влияет на возрождение коневодческих культурных практик? Об особенностях традиционных и современных праздников мы поговорили с экспертом.
Сколько праздников в году?
– Что сегодня следует понимать под тем, что такое – праздничная культура?
– В самом общем смысле праздники противопоставляются будням, повседневности. Праздничная культура – это сложное, многофункциональное, многомерное явление, – рассказывает этнограф Зубайда СУРАГАНОВА, к. и. н., ведущий научный сотрудник Института истории государства комитета науки МОН РК, руководитель проекта о традиционной обрядности, осуществляемого на базе Государственного историко-культурного музея-заповедника “Бозок”. – Ее главной сутью является коллективное проявление позитивного духовного начала, жизнелюбия и идеалов, присущих каждому народу в определенный период времени. Эта культура выражается в форме искусства и творчества (песни, танцы, музыка, особое художественное оформление и т. п.), спортивных состязаний (борьба, конные ристалища). Праздник как социальное явление возник в глубокой древности. Он укоренен не только в узком родовом или семейном кругу, но также в социальном и сакральном пространствах. В это время люди чувствуют и ведут себя несколько иначе, по-праздничному.
Праздник – особая эстетика, для него мы украшаем себя, свои жилища.
Пожалуй, самыми архаичными являются календарные праздники: они были привязаны к определенным сезонам года, к хозяйственной деятельности.
Если брать нашу страну, то, в соответствии с законодательством, в нашем официальном календаре имеется национальный праздник – День Независимости, 16 декабря, а также 10 государственных (нерабочие дни), 48 профессиональных и иных. Хотя в официальном календаре у нас отсутствуют религиозные праздники, они у нас имеют статус выходных дней: Рождество Христово 7 января и Құрбан айт, который в этом году приходится на один из июльских дней. Наши семейные торжества являются тоже частью праздничной культуры.
– Есть праздники официальные и народные, в чем их отличие?
– Официальные праздники имеют разную основу своего происхождения. Из официальных, точнее – государственных, у нас общенародный характер имеют Новый год, 8 Марта, Наурыз мейрамы, День Победы. Все остальные отмечаются официально, но, на мой взгляд, не имеют особой популярности среди людей. Также к народным традициям у нас можно отнести праздники этнических сообществ республики.
У нас наблюдаются народные праздники на религиозной основе (ауыз ашар – вечерние угощения для постящихся мусульман, Ораза айт, Құрбан айт, Арапа, Троица, Родительский день).
Возрождаются коневодческие праздничные традиции. Их отмечают обычные люди без всякой административной рутины. Также к праздникам можно отнести фестивальные мероприятия, связанные с календарной обрядностью казахов – “Көкмайса”, “Терисакканская весна”, “Мизам”. Интересной региональной инициативой стал фестиваль меда, который был организован в 2019 году в Восточном Казахстане. Фестивали оказывают существенную поддержку в брендировании территорий, способствуют развитию туризма и связанной с ним инфраструктуры, поэтому поддерживаются региональными властями.
Казахский аул – колыбель традиций
– Какие традиционные праздники, в вашем понимании, имеют давнюю историю?
– Само название “традиционные праздники” говорит за себя, они связаны с историей. У каждого народа в далеком прошлом было в основном 4 календарных праздника, отмечаемых в дни равноденствия. У нас отголосками этих праздников являются Наурыз (весна), Қымызмұрындық (лето), женский обрядовый праздник Шашыратқы (осень), Соғым басы (зима). Наиболее архаичной у нас остается коневодческая обрядность. Среди них – кумысные обряды и традиции.
– Как сохраняются традиционные праздники в Казахстане?
– Праздники являются формой нематериального культурного наследия (НКН). Казахстан присоединился к Конвенции по сохранению НКН в 2013 году. Усилиями членов Национального комитета по сохранению НКН, Национальной комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО внесены в Репрезентативный список НКН человечества 10 элементов. Среди них – 2 традиционных праздника. В 2016 году Казахстан наряду с 11 другими государствами инициировал включение Наурыза во Всемирное наследие. В 2018 году в него внесены традиционные весенние праздничные обряды казахских коневодов: бие байлау, айғыр қосу, қымызмұрындық. Это значительное достижение для нашей страны.
– Как вы считаете, в чем жизнеспособность этих традиций, почему они дошли до наших дней? Природные аналоги ИВЛ? Почему внезапно вырос спрос на кумыс и саумал
– Жизнеспособность этих традиций особенно очевидна в казахском ауле, там, где по-прежнему сохранилось коневодство. Как свидетельствует статистика, рост поголовья лошадей в республике прямо пропорционально влияет на возрождение коневодческих культурных традиций. При этом увеличение поголовья лошадей в личном владении напрямую ведет к возрождению праздников и обрядово-ритуальных практик, связанных с коневодством, – первый весенний кумыс, им надо угостить родных и близких. Люди приглашают на торжество, чтобы поделиться этим волшебным напитком, который прежде на всем евразийском степном пространстве носил характер бескровной сакральной жертвы, был престижным угощением.
Тои не забыты
– Какие праздники были забыты в силу каких обстоятельств?
– Практически утрачены календарные праздники, связанные с производством шерсти, разведением овец. Изменился образ жизни, что и повлекло утрату культурных практик, включая праздники.
– После первого года пандемии были предложения запретить тои на несколько лет. Люди нарушали закон, подпольно собирались, платили штрафы, подвергались риску заражения, но всё равно заказывали тои. Почему мы не можем жить без тоев?
– Казахский той в своей основе является ритуальным гостевым угощением, обозначает празднество. Если обратить внимание на внешние характеристики, то одними из главных черт казахов являются общительность, необходимость в постоянной коммуникации. Пандемию многие пережили с большим трудом. Особенно тяжело пришлось одиноким людям. Пандемия пандемией, а жизнь ведь не стоит на месте. Кто-то планировал свадьбу. Насколько я знаю, штрафы коснулись в основном хозяев свадебных тоев.
Свадьба у казахов – дело не только семейное. Допустим, у 4 родителей с обеих сторон по 8–9 родных братьев и сестер, помножьте это на их детей. Это более 100 человек. Как провести свадьбу и не пригласить самых близких?
И к тому же в первое время люди не очень доверяли информации о тяжелых последствиях. Не думаю, что дело в глупости, безответственности или отсутствии способности реально оценивать угрозу. Уверена, что жить без тоев можно. Жили же как-то после голода, после войны. Женщины рассказывали, как выходили замуж в предвоенное время: приехали родители будущего мужа, посадили на арбу, привезли в свой аул – и всё. Так тоже можно жить. Но это жизнь без радости, без красок, как в черно-белом фильме. Согласятся ли люди на это? Ведь сила и устойчивость казахского тоя – в его ключевом жизнеутверждающем значении.
– За период независимости в Казахстане появился ряд новых праздничных дат. В этом году глава государства озвучил инициативу введения нового праздника – это День великого переселения, который планируют отмечать 18 ноября. Как оцениваете жизнеспособность новых праздников?
– Новых праздников немало, о них можно многое сказать, поэтому, если позволите, я бы хотела остановиться на одном из них. Он прошел 1 марта и носит удивительное название – День благодарности. Этот праздник, на мой взгляд, имеет большую перспективу и жизнеспособность. Он связан с нашим наследием – обычаем гостеприимства. Именно этот степной социальный институт стал культурной нормой для позитивного сценария приема массового притока населения в те годы. Документы говорят о том, что в ходе массовых депортаций на территорию Казахстана были переселены сотни тысяч людей: балкарцы, ингуши, карачаевцы, корейцы, крымские татары, немцы, турки-месхетинцы, финны-ингерманландцы, чеченцы… В предшествующий депортациям период казахи, пережив тяжелейшие потрясения, самым страшным из которых был массовый голод 1930-х годов, а потом довоенные репрессии, осознав всю глубину отчаяния и беспомощности этих людей перед лицом системы, как это нередко бывает в кризисный период, обратились к своему наследию – традициям гостеприимства.
Есть еще одна причина жизнеспособности Дня благодарности – в его символическом потенциале. Он определяется, на наш взгляд, коллективной памятью всего народа Казахстана об общем прошлом.
Коллективная память, имея в своей основе травматический опыт предшествующих поколений, вместе с тем вылилась в установление праздничной даты, определила символическое место памяти не только о скорбных временах, но и о свете, добре и человеколюбии.
Алматы