Почему строительство дорог в разных районах значительно отличается по стоимости - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему строительство дорог в разных районах значительно отличается по стоимости

Почему строительство дорог в разных районах значительно отличается по стоимости

На что чиновники тратят государственные деньги

  • 26 Октября 2020
  • 225
Фото - Caravan.kz

Как известно, в рамках различных государственных программ государство выделяет многомиллиардные суммы на строительство дорог и объектов. Конечно, освоение денег контролируется различными органами. Но в основном они выявляют нарушения уже на стадии строительства или после сдачи объектов в эксплуатацию.

Но в нашей стране, с менталитетом наших чиновников, проверять объект на предмет разумных бюджетных трат нужно еще до начала строительства.

Нам любые дороги дороги

На днях аким Жамбылской области Бердибек САПАРБАЕВ неожиданно для местных чиновников задался вопросом: а почему, собственного говоря, на строительство аналогичных объектов выделяются разные средства? К примеру, километр дороги в одном селе обходится в 15 миллионов тенге в среднем. А в другом – более 20 миллионов и больше! Хотя при всем при этом действуют нормативы по толщине и ширине укладываемых дорог.

Действительно, история получается забавная.

Так, говоря о реализации государственной программы “Ауыл – Ел бесігі”, глава региона привел пример неоправданных бюджетных расходов.

– Давайте посмотрим: в селе Кумтиын Жамбылского района 0,5 километра дорог обошлись бюджету в 6,8 миллиона тенге. В селе Рахат примерно такой же протяженностью – уже 10 миллионов тенге, – сказал аким региона.

По его словам, он специально проанализировал ситуацию по выделяемым бюджетным средствам и обнаружил: в среднем 1 километр дорог в одном и том же районе может по-разному обходиться бюджету.

Если взять цифры, разница в стоимости строительства дорог достаточно серьезная. Дорога длиною в 1,7 километра в селе Тезкентоган Меркенского района обходится в 35 миллионов тенге (средняя цена – 20,5 миллиона тенге)! Улица в селе Бирлик Шуского района обошлась еще дороже – 4,7 километра за 100 миллионов тенге (21,2 миллиона тенге в среднем), а в селе Алга 3,7 километра – за 80 миллионов тенге (21,6 миллиона тенге). Тогда как на 1 километр дороги в селе Уйым Сарысуского района и целый ряд других дорог тратится лишь 16,2 миллиона тенге.

То есть, по мнению акима, средняя стоимость дорог в районах явно разнится, и никто не беспокоится фактическим разбазариванием бюджетных денег.

– К примеру, для строительства дорог нужно столько-то денег за каждый километр. Для строительства школы за каждый квадратный метр нужно столько-то средств. А для спортивных объектов – вот столько! Получается, некоторые улицы у нас просто золотые! – негодовал глава акимата.

По мнению специалистов, разница в несколько миллионов тенге за каждый километр дорог может быть оправданной.

– Мы также задавались этим вопросом и провели анализ совместно со специалистами областного управления строительства и других ведомств, – пояснила руководитель областного управления экономики и бюджетного планирования Гульдана ЖАУЫНБЕКОВА. – Здесь многое зависит от сопутствующих факторов: ширины дороги, толщины укладываемого асфальта, основы дороги и наличия подземных коммуникаций в том или ином месте.

Однако такая позиция акима области не устраивает. По его словам, по толщине строящихся дорог существуют нормативы – 5–7 сантиметров. А ширина дорог, которые прокладываются в селах, практически везде небольшая. Но тратит на них бюджет почти столько же, сколько на широкие шоссе в городе.

Коммуникации под дорогами, по мнению акима, также редко встречаются. Поэтому настало время проверить обоснованность подобных трат, а в будущем здесь нужен рациональный подход уже при планировании бюджетных расходов.

Сказочный по цене, обычный на деле

Но если разница в величине бюджетных затрат на строительство дорог кому-то может показаться несущественной, то как быть со строящимся “золотым” спорткомплексом в Меркенском районе? Его возведение потянуло аж на 510 миллионов тенге. Это притом, что в селе Мерке уже есть несколько спорткомплексов и спортзалов.

– В Байзакском районе спорткомплекс в селе Бурыл строится за 323 миллиона тенге, в Туймекенте – 318 миллионов тенге, Сарыкемере – 318 миллионов, – привел факты аким. – Разница между тратами на объекты – 200 миллионов тенге! Но это же фактически невозможно. Я понимаю, если бы речь шла о разнице в 20–30 миллионов тенге, если только там вы не из золота дворцы строите.

Впрочем, 3 года назад в том же Меркенском районе проводили вызвавший пересуды капитальный ремонт в спортивной школе № 18, который “вытянул” из бюджета 269 миллионов тенге. А ведь тогда цены на стройматериалы были гораздо ниже, да и курс тенге по отношению к инвалютам был совсем другой.

Много денег не бывает

По мнению ветерана строительной отрасли Юрия АЛЕКСАНДРОВА, в Казахстане действительно существуют нормативы и санитарные требования лишь по строительству дорог и объектов, но нормы финансирования нигде не учтены.

– При этом попытки разработать такую документацию всякий раз заканчивались ничем, – поясняет он. – Противники подобных инициатив во многом справедливо указывают: цены на строительные материалы всякий раз меняются, и зафиксировать их на определенном уровне невозможно. И здесь вся надежда – фактически на разработчиков ПСД (проектно-сметной документации), которые по совести должны вносить реальные данные в стоимость объектов.

Еще одна проблема, по мнению специалиста, кроется в том, что иные объекты все-таки возводятся не по типовым проектам, на которые имеется готовая документация.

– И винить тут только амбиции районных акимов нельзя, – говорит он. – Иногда требуется небольшая школа для небольшого села. Или спорткомплекс с дополнительным залом для ринга. Но обоснованность таких затрат, безусловно, требуется проверять еще до утверждения проекта. Тогда и не будут возникать огромные разницы при строительстве схожих объектов.

ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ