Почему сотовые операторы успешно наживаются за счет бесправных абонентов - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему сотовые операторы успешно наживаются за счет бесправных абонентов

Почему сотовые операторы успешно наживаются за счет бесправных абонентов

Сотовые операторы снова «осчастливили» своих абонентов, поставив их перед фактом повышения тарифов на оказываемые услуги. Что в очередной раз не могло не вызвать шквал недовольства в социальных сетях. Но и только.

  • 22 Июня 2023
  • 15289
Фото - Caravan.kz

Потому как в самом деле – что делать? Куда бежать? И когда, наконец, закончится этот беспредел?

Это не первое такое повышение, когда абонент оказывается буквально бессилен что-либо предпринять в ответ, кроме как или принять навязанные ему расценки, или уйти. 

Согласно официальным данным Комитета по защите прав потребителей МТИ РК, недовольство услугами операторов связи в Казахстане беспрерывно растет. И  каждый третий казахстанец готов поменять оператора, навязанный тариф, предъявить жалобу на качество связи и интернета. Не случайно на сегодняшний день обращения по этому поводу занимают вторую строчку в антирейтинге после количества жалоб на услуги медицины, поднявшись до 102 процентов.  

— К сожалению, это говорит о том, что сегодня в республике потребитель – это слабая сторона в споре с бизнесом, — сетует председатель Комитета по защите прав потребителей МТИ РК Аскар Тынысбеков.

И это несмотря на то, что даже глава государства в своих посланиях обращает внимание на необходимость глубинной перестройки отношений в триаде «гражданин – бизнес – государство». Но, в настоящее время, повторим, в этой триаде положение потребителя оставляет желать лучшего – о чем говорят результаты мониторинга этой сферы.

— При этом следует понимать, что количество жалоб потребителей не отражает фактическое состояние дел, так как не все граждане, чьи права и законные интересы нарушены, обращаются в госорганы, — говорит Тынысбеков.

На вопрос Caravan.kz – что же делать в таких случаях, когда сталкиваешься с практически безнаказанным произволом тех же сотовых операторов в республике, заместитель председателя Комитета по защите прав потребителей МТИ РК Болат Танабергенов заметил, что «сегодня, действительно, поступает очень много вопросов по поводу ненадлежащей работы сотовых операторов».

— И данная тема – да, весьма болезненна. Именно поэтому, насколько мне известно, в прошлом году проводилось ее расследование со стороны Агентства по защите и развитию конкуренции. Что касается дня сегодняшнего, то потребители – абоненты сотовой связи при возникновении вопросов, конечно, могут обратиться к нам в государственный орган. После чего с данным запросом будут разбираться АЗРК и МЦРиАП РК. Так что этот вопрос мы берем на контроль, — подчеркнул он.

Высказывание своего коллеги поддержал и Аскар Тынысбеков. Операторы сотовой связи снова поднимают цены по собственному желанию: что происходит

— В договоре ЕАЭС, членом которого является Казахстан, есть такие нормы – например, в законодательстве РФ, как защита прав неопределенного круга потребителей.

И госорганы, а также общественные объединения вправе обратиться с исками в суд о прекращении противоправной деятельности субъектов, которые оказывают услуги этому самому неопределенному кругу лиц.

Например, в отношении того же оператора сотовой связи «Билайн», который подпадает под категорию оказания услуг большому – неопределенному – количеству потребителей, в соответствии с законодательством. Но это в России.

Тогда как, к сожалению, в казахстанском законодательстве, касающемся защиты прав потребителей, таких норм пока нет. И потому мы в предлагаемом нами законопроекте вводим такую норму. То есть в будущем, когда эти законопоправки пройдут через Мажилис, будут подписаны президентом, приобретя силу закона, у нас появятся определенные рычаги воздействия на тех субъектов, которые как раз и оказывают услуги неопределенному кругу лиц. Те же самые права, к слову, мы предусматриваем и для омбудсмена по защите прав потребителей, чтобы он мог впоследствии также обращаться с исковыми заявлениями, — заключил Тынысбеков.

Нам остается добавить, что разработанные законопоправки предполагают такие  нововведения, как уже упомянутое назначение омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, способствующее институциональному усилению общественной защиты прав потребителей. К тому же сегодняшний четырехступенчатый алгоритм рассмотрения жалоб потребителей будет сокращен до двух этапов.

И, наконец, будет введена гражданская правовая ответственность в виде штрафа по решению суда в пользу потребителя, что будет мотивировать субъекты предпринимательства добровольно удовлетворять законные требования потребителя.

Подождем?

Астана